Идея оснастить курортный регион бесшумным, бездымным экологически чистым электротранспортом обсуждается в регионе не первый год. В крае уверены, что электрокары - один из наиболее перспективных вариантов использования альтернативных источников энергии в транспортной отрасли. Сначала рассматривалась возможность закупки электромобилей в Китае, но, как оказалось, в этом направлении наш отечественный автопром не отстает от мировых производителей и тоже начал выпуск подобных машин, причем по более приемлемой цене, чем запрашивают за зарубежные аналоги.
Осенью прошлого года в Кисловодске прошел испытание электромобиль ElLada, созданный на базе отечественной Lada Kalina. Электрокар протестировали в качестве городского такси, он прошел наиболее популярные туристические маршруты Кисловодска в условиях сложного рельефа: крутых затяжных спусков и подъемов, а также горных серпантинов. Результаты двухнедельного тест-драйва оказались успешными, и вопросом внедрения на курорте электромобилей занялась специальная рабочая группа в краевом правительстве.
И вот в конце августа на Московском международном автосалоне-2012 было подписано соглашение между АвтоВАЗом и правительством Ставропольского края: в течение двух лет автоконцерн поставит региону 100 электромобилей. Таким образом, предприятие впервые перейдет от выпуска опытных образцов электромобилей к их мелкосерийному производству и продаже.
Председатель правительства Ставрополья Юрий Тыртышов заявил, что внедрение электромобилей в регионе начнется с Кавказских Минеральных Вод:
- Перед правительством края сегодня стоит целый ряд задач, связанных с развитием этого уникального курортного региона. Улучшение экологических показателей, повышение привлекательности КМВ как площадки для реализации инновационных проектов, развитие туристской индустрии - по каждому из этих пунктов электромобиль станет для нас хорошим помощником.
ElLada способна развивать скорость до 150 километров в час. Ее можно подзарядить за 30-40 минут, после чего без "дозаправки" машина сможет проехать примерно 150-200 километров. Гарантийный срок эксплуатации составляет два года (или 60 тысяч километров пробега), что сопоставимо с характеристиками обычного автомобиля. Рыночная стоимость электрокара примерно 1,2 миллиона рублей - это на 30-40 процентов дешевле импортных аналогов.
Пилотной площадкой для реализации проекта в крае станет Кисловодск. Здесь впервые в России ElLada выйдет на дорогу в качестве такси. Инвестором проекта станет кисловодское предприятие "Автоколонна N 1721", которое в прошлом году принимало непосредственное участие в испытаниях электромобиля. В ближайшее время в городе состоится повторный тест-драйв доработанного образца. Уже утвержден вариант окраски первых электротакси - фон цвета слоновой кости будет сочетаться с зеленым рисунком, подчеркивая экологичность транспорта.
Основную часть расходов, связанную с приобретением электромобилей и созданием необходимой инфраструктуры, возьмет на себя инвестор. Однако, чтобы снизить затраты предприятия на начальном этапе реализации проекта (его запланировано запустить к апрелю 2013 года), власти обещают выделить из краевого бюджета субсидию. К тому же одной покупкой электромобилей дело не ограничится, необходимо создать еще и сеть заправочных станций в Кисловодске и других городах КМВ. В случае успешного развития, проект может быть распространен на весь край.
- Этот проект носит не только практический характер с точки зрения экономики, но также призван популяризировать Кавминводы как место реализации новых, уникальных проектов, - отметил Юрий Тыртышов. - Он также станет стимулом для развития туристской индустрии в регионе.
Этим летом Лондонский музей науки продемонстрировал электротакси образца 1897 года. Разработанный Вальтером Берси электромобиль, больше похожий на карету без лошадей, стал одним из первых самоходных транспортных средств в столице Великобритании и работал на улицах города в качестве такси. На пике популярности парк лондонских электротакси насчитывал 75 единиц. Они могли подзаряжаться на единственной в городе станции, но не от обычной розетки, как сейчас: для этого авто поднимали гидравлическим подъемником, а механики производили замену разряженных батарей. Электрокэб весом в две тонны мог проехать на одном заряде 48 километров и развивал максимальную скорость 19 километров в час. Изобретатель Вальтер Берси пророчески считал, что энергию двигателей внутреннего сгорания и паровых котлов нужно использовать для тяжелых машин и механизмов, а перевозкой пассажиров на небольшие расстояния могут заниматься электромашины.