Военная драма привлекает внимание тремя персонами. Прежде всего, интересно имя режиссера - это Вадим Перельман, выходец с Украины, покоривший Голливуд картиной "Дом из песка и тумана", выдвинутой на премию "Оскар" за 2003 год аж в трех номинациях, но так и не заработавшей ни одной награды. Картину ту продюсировал Стивен Спилберг и драма о разных социальных кастах и нациях получилась пронзительная. Сейчас, помимо сериала, у Перельмана в производстве еще одна полнометражная картина, тоже на голливудской базе.
На главные роли в "Пепел" режиссер позвал двух наиболее востребованных актеров своего поколения - Евгения Миронова и Владимира Машкова. У обоих за плечами уже есть опыт сериалов на военную тему, это телефильмы "Апостол" и "Ликвидация". Правда, в "Пепле" герои Машкова и Миронова пересекаются только два раза: в завязке и в финале картины.
Сюжет картины охватывает довоенные, военные и послевоенные годы, с 1938 по 1948. Интригу можно назвать "драмой положений": красноармеец Игорь Петров (Владимир Машков) и вор-медвежатник Арсений Пепел (Евгений Миронов) волей случая меняются местами и пытаются прожить не свою жизнь. Причем Пепел в форме красноармейца должен еще и влюбить в себя жену Петрова - Риту (Елена Лядова).
Одним из объектов киносъемок стал полуразрушенный особняк в Питере на улице Галерная. Здесь оборудовали и воровское логово, и кабинет хранителей закона, в подвале нашлось место и для лавки старьевщика.
Одна из самых динамичных сцен, что удалось наблюдать корреспонденту "РГ" за пару дней съемок - взлом Сенькой Пеплом сейфа, из которого он должен похитить дело, хранящее все перипетии его криминального прошлого.
Пока свежеокрашенный зеленой краской сейф подсыхает, Миронов и Перельман "разводят" сцену. Первым делом Миронов проверяет, закрывается ли только что оборудованная дверь из кабинета. Вести она должна в коридор. На самом деле, никакого коридора за дверью нет, но именно из этой двери должен появиться следователь, который застает Пепла на месте преступления. Дверь до конца не закрывается и рабочим приходится подгонять косяки. Дальше актер со скоростью метеора начинает перемещаться по площадке, прорабатывая все движения, словно разучивая танец. Как правильно "прослушать" сейф, когда подойти к столу и выпить из графина, куда положить сигарету, ведь фирменный стиль Пепла - обстряпать дельце, пока последний пепел не упадет с окурка. Миронов сам придумывает, как нападет на следователя, пытающегося ему помешать, как придушит его платком с хлороформом и уложит на диван. Ну и финал сцены - актер поджигает сейф - и тут уже придется быть наготове пожарным. Все действия Миронов сверяет не только с режиссером, но и с оператором Ильей Деминым, чтобы точно знать, на какой план работать. Последний штрих - подклеить Миронову усы - и можно снимать.
Когда сцена отснята, Евгений Миронов перекусывает сырой морковью, запивая ее красным чаем каркаде. И рассказывает о своих впечатлениях от съемок.
Евгений Миронов: Режиссер мне нравится, его фильм "Дом из песка и тумана" поверг меня в восторг, и я очень хотел поработать с Вадимом Перельманом. Наконец это случилось. И завязка самой истории очень интересная, - рассказывает Евгений Миронов. - Вор-медвежатник и офицер Красной армии поменялись местами и судьбами, что, к сожалению, в результате не приводит к хорошему финалу. Мне интересна и большая, драматическая, настоящая любовь, которая есть в сценарии.
Перельман привык работать по голливудским стандартам. Вы на площадке это чувствуете?
Евгений Миронов: Работа с Вадимом отличается от работы с любим другим режиссером, когда речь идет о телефильме. Несмотря на наличие большой доли саспенса и экшн-сцен в сюжете, Вадим, прежде всего, ценит атмосферу фильма. Мы, актеры, имеем возможность спокойно входить в эту атмосферу, есть время ощутить дух эпохи. Для меня это совершенно новый опыт съемки телевизионного фильма. Американская школа Вадима дает нам посыл использовать минималистические актерские краски, действовать, опираясь на внутренние ощущения героя. К тому же, даже проходные кадры режиссер выстраивает долго, красиво.
Вы очень лихо справились с сейфом в такой достаточно сложной сцене.
Евгений Миронов: Так ведь сейфы вскрывать мне невпервой (герой Миронова в сериале "Апостол" тоже промышлял взломом сейфов). Правда, в этот раз у моего героя по кличке Пепел есть свой метод. Да и прозвище его не случайно. У Пепла своя фишка: он артист и мастер своего дела и открывает сейф ровно за то время, пока не выкурит сигарету.
Как видно по сцене взлома, вы предпочитаете подготовленную импровизацию.
Евгений Миронов: Когда собираются серьезные артисты, а тут компания замечательная и все - мои друзья, с которыми я работал в разных фильмах, с Володей Машковым это, по-моему, пятый наш совместный проект, то всегда возникает сотворчество. С Еленой Лядовой мы тоже уже играли любовь, в другом фильме - "Космос как предчувствие". Но здесь мне необходимо влюбить ее в себя, потому что она - жена другого человека. И вот для того, чтобы такую женщину завоевать, я должен предпринять все возможное и невозможное. Это происходит не так быстро, как взламывание сейфов, и длится несколько серий.
Что вас как актера зацепило в Пепле?
Евгений Миронов: Жизнь его настолько крутанула, что подвергла его взгляды кардинальной эволюции. И постепенно именно борьба за женщину становится для него главным в жизни. Все отходит на второй план, кроме страсти и ощущения "мое". Хотя в военное время Пепел даже становится командиром полка, очень серьезным дядей, на котором - большая ответственность. Но все же он все делает ради женщины. Были и трюковые сцены. Я тут с крыш падал, запрыгивал в грузовик на ходу, предстоит еще сцена драки в поезде и перестрелки. Да - и на мотоцикле я гоняю.
Вслед за Мироновым на площадке появляется Владимир Машков. На улице дождливо, и первое, что замечаешь, даже не сам артист, а некий человек двухметрового роста, прикрывающий Машкова метровым черным зонтом. Через некоторое время становится понятно, что человек этот не отходит от артиста и основная его задача: сопроводить звезду из вагончика на площадку и обратно так, чтобы ни одна капля не попала на макушку Машкова.
По сценарию действие разворачивается в лавке старьевщика, куда герой Машкова приносит драгоценные вещи. На артисте - серое пальто. Видимо, Машков играет уже не красноармейца, а вора Пепла. В какой-то момент, старьевщик стучит по трубе, что является знаком к захвату героя Машкова и тот в спешке покидает лавку. Машков сосредоточен и суров. Быстро на месте разучивает свои реплики, а партнеру-старьевщику, чтобы сцену оживить, предлагает сказать только что придуманную для него фразу. Когда герой Машкова уже получил деньги и устремляется к выходу, старьевщик должен сказать ему вслед: "Молодой человек, деньги надо пересчитывать, даже если вы их нашли".
Вадим, почему вы взялись за эту историю?
Вадим Перельман: Она интересна лично мне. То было тяжелое время для всей страны. Сама история в некоторой степени отражает биографию моей семьи, моего дедушки, его прошлое в той стране, в советской системе. Хотя самое необычное, эмоциональный центр всех событий - это любовный треугольник главных героев. И судьба главной героини Риты, которая, как шекспировский персонаж, пытается сделать очень трудный выбор, невозможный для нее. Но настает момент, и сама Судьба сделает за нее этот выбор.
Что испытывает человек, номинированный на "Оскар"?
Вадим Перельман: Что испытывает… Присылают тебе конверт с номинацией, открываешь его и думаешь - недостоин. (Смеется). Если серьезно, то это очень приятно, сама номинация. Для меня это было одним из самых больших творческих сюрпризов. И ты понимаешь, что это только начало, что еще многое ждет впереди.