Вот в этом смысле Маркс, пожалуй, похож на писателя Джеймса Джойса, только тот в очках, а этот бородатый. И у одного, и у второго главный труд - весом пуд: в романе "Улисс", как и в первом томе "Капитала", страниц 600 (всего же в трехтомном "Капитале" их под четыре тысячи). И ту, и другую книгу исправно и справедливо относят к великим созданиям человечества. И ту, и другую - мало кто дочитал (если открывал) до конца.
Конечно, речь тут не об избранных эрудитах и специалистах - о трудящихся массах читателей. А в случае с Марксом - как без масс? За классиком политэкономической мысли шлейфом тянутся все грехи толкователей и воплотителей в жизнь его идей - из их объятий Марксу уже не вырваться. Как бы ни были глубоки - явно глубже обыденно-прямолинейных - его исследования жизни.
В последние как раз годы по всему миру - всплеск интереса к Марксу. Призраком ходит, и не только по Европе. Шанхайский оперный театр ставит оперу по "Капиталу". В Японии нарасхват книжки комиксов ("манга" ) по "Капиталу". Немецкие режиссеры из театрального проекта "Римини Протокол" ставят спектакль "Карл Маркс: Капитал, часть 1". В московском театре "Практика" - "Капитал" по версии писателя Владимира Сорокина.
Французский классик кино Жан-Люк Годар снимает картину-размышление "Социализм". Немецкий режиссер Александр Клюге - фильм "Известия из идеологической античности. Маркс - Эйзенштейн - Капитал". Клюге вспомнил о мечтах Сергея Эйзенштейна (еще в 1927 году) экранизировать экономический труд Маркса...
У Эйзенштейна, кстати, тоже - в потоке размышлений - всплывал писатель Джойс: "Joyce может помочь моему намерению". В фильме должен был тянуться один день рабочего и его домохозяйки-жены, подобно дню героев "Улисса".
Теперь за Эйзенштейна "Капитал" снял Клюге... Но и это не все. Всплыл еще новый Маркс - мюнхенский архиепископ-однофамилец (но не Карл, а Рейнхард), и тоже с книгой "Капитал", и тоже про необузданный капитализм.
"Капитала" не читали, но капиталец на нем подзаработали, посмеялся кто-то из успешных режиссеров... А откуда интерес у тех, кто смотрит кино и раскупает книги по Марксу? Немецкий издатель объясняет: это, мол, "молодые выпускники университетов, осознавшие, что неолиберальные обещания счастья не оправдались". Авторитетное лыко в строку - и добрый совет нобелевского лауреата, видного американского экономиста Василия Леонтьева: "Капитал" Маркса, мол, объяснет все про экономику и сверхприбыли точнее, чем десяток отчетов Бюро переписи США.
Маркса много раз пытались переиначить в духе нового времени. Выходило поэтически, но ни у кого и близко так основательно и глобально, как в первоисточнике. Сильно выпивавший философ Ги Дебор в конце XX века вывел из Маркса: "Труд может победить Капитал - но может ведь и проиграть? Вот и сложилось нынешнее "Общество распыленного Зрелища". Капитал воспроизводит сам себя и эксплуатирует не только труд, но и досуг, подчиняя все Великому Спектаклю. Красиво, узнаваемо - про теперешнюю реальность. Но - не Маркс.
Когда "Капитал" перевели (первыми!) на русский язык, цензор Скуратов посмеялся: "Немногие прочтут книгу в России, а еще менее поймут ее". Зря смеялся. Ну да, прочесть не прочтут - зато пошумят! А раззудись плечо как же? Увы, Маркса делали то знаменем революции, то героем анекдотов - но читать по сей день читают немногие. Даже когда осуждают.
Зато Маркса разодрали на изящные афоризмы - у него их много. Цитаты ведь чем хороши - можно использовать по любому удобному случаю... Кстати, и нам - почему бы не пофантазировать?
Вот вам "оратория" из подлинных цитат Маркса - на четыре голоса: Чиновник, Оппозиционер, Обыватель и Денежный мешок.
Чиновник (под звуки O, Sole Mio): "Один скрипач управляет собой, а оркестр - нуждается в дирижере!"
Оппозиционер (подпрыгивает под "Кармен"): "Если любишь, не вызывая взаимности, твоя любовь бессильна, и она - несчастье..."
Чиновник: "Всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак".
Денежный мешок (бодренько, тореадором): "Обеспечьте капиталу 10% прибыли, и капитал согласен на всякое применение,.. а при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти хотя бы под страхом виселицы!"
Оппозиционер (запуская ботинком в Чиновника): "Надо заставить народ ужасаться себя самого, чтобы вдохнуть в него отвагу".
Чиновник (потирая ушибленное и грозя): "Наказание есть не что иное, как средство самозащиты общества против нарушений условий его существования..."
Оппозиционер (печальной Жизелью): "... Но хорошо же то общество, которое провозглашает свою собственную жестокость вечным законом!"
Обыватель (проснувшись): "Легко быть святым, когда не хочешь быть человечным!"
Чиновник (под "танец Феи" Берлиоза): "Идея" неизменно посрамляла себя, лишь только она отделялась от интереса масс..." (Плюется и убегает).
Оппозиционер (врубая "танец Слона" Сен-Санса): "Идеи, к которым разум приковывает нашу совесть, это демоны, которых человек может победить!" (Плюется и убегает).
Обыватель (вздохнув): "Истину следует искать не в призрачных потусторонних областях, а гораздо ближе, в собственной груди человека". (Плюется и засыпает).
Денежный мешок (вдруг хватается за сердце: э-эх): "Сердце человека - удивительная вещь, особенно если человек носит сердце в своем кошельке!"
(Все дубасят друг друга томиками "Капитала", распевая на мотив бетховенской Оды вольности: "Чрезмерная серьезность - это самое комичное! А чрезмерная скромность - это самая горькая ирония!").
Карл Маркс в "Капитале" подробно описывает рецепт супа Румфорда:
"5 ф. ячменя, 5 ф. кукурузы, на 3 пенса селедок, на 1 пенс соли, на 1 пенс уксуса, на 2 пенса перцу и зелени, итого на сумму 20 3/4 пенса, получается суп на 64 человека, при этом при средних ценах хлеба стои мость этого может быть еще понижена до 1/4 пенса на душу".
Рецептом похлебки пользовались во многих армиях, и сейчас его почти в неизменном виде используют во всем мире для кормления бездомных.