Об этом президент Федеральной нотариальной палаты России Мария Сазонова сообщила на "Деловом завтраке" в "Российской газете". Электронные процедуры значительно упростят для граждан оформление важных документов, а также поиск юридически значимой информации. В целом сейчас планируется наделить нотариусов массой новых полномочий для защиты наших с вами прав.
Сейчас государство открывает электронные окна, общение с чиновником становится быстрым и приятным, без лишней бюрократии. Найдется ли место нотариату в государственном электронном окне?
Мария Сазонова: Да. В прошлом году Единая информационная система нотариата была подключена к системе межведомственного электронного взаимодействия.
Что это даст? Можно ли, скажем, будет оформить квартиру по Интернету?
Сазонова: Сегодня, к сожалению, нет закона об электронном документообороте. Но мы готовимся к работе в электронном формате, и закон не застанет нас врасплох. Например, с 1 августа нотариусы отправляют электронные запросы в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество.
То есть в Росреестр. Но как? Ведь закона еще нет...
Сазонова: Направление запросов осуществляется с использованием Системы межведомственного электронного взаимодействия, с которой связана единая информационная система нотариата. Нотариусы получают в электронной форме юридически значимые выписки из Единого государственного реестра прав.
Какую информацию может получить человек из Росреестра через нотариуса?
Сазонова: По желанию гражданина или по собственной инициативе нотариус сможет получить выписку из Единого государственного реестра прав, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости, и выписку о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты. Фактически появился новый эффективный инструмент проверки юридической чистоты сделок и значительный стимул для обращения граждан к нотариусу. Также если сделка по недвижимости оформляется через нотариуса, он может сам зарегистрировать ее в Росреестре и выдать гражданам необходимые документы. Людям не придется самим куда-то ходить, стоять в очередях.
Зачем вам потребовалось устанавливать еще электронный документооборот со Сбербанком?
Сазонова: Допустим, наследник хочет узнать, оставлен ли умершим наследодателем вклад. Раньше мы давали наследнику запрос на руки: идите и ищите. Он искал до шести месяцев. Понятно, что обойти все отделения Сбербанка невозможно. Поэтому оставалась большая вероятность, что какой-то вклад не найдется. А сейчас мы передаем подписанный электронной подписью запрос в информационную систему Сбербанка и в течение нескольких дней получаем ответ о наличии вклада наследодателя.
Независимо от того, в каком регионе лежат деньги?
|
Видео: Александр Шансков |
Сазонова: Конечно. Сбербанк концентрирует у себя данные по всей стране. Получив информацию, нотариус оформляет свидетельство о праве на наследство на этот вклад наследникам.
Мы начали электронное взаимодействие со Сбербанком подключив к эксперименту вначале 5, а затем 12 субъектов. В настоящее время в 73 регионах нотариусы могут работать с филиалами Сбербанка в электронном режиме. Предполагается, что до конца года на такую форму взаимодействия перейдут все территориальные отделения Сбербанка.
Человек может открывать вклад не только в Сбербанке. Остальные банки пока вами не охвачены?
Сазонова: Мы имеем подобные предложения о взаимодействии и от других крупных кредитных учреждений. Отработав схему электронного взаимодействия со Сбербанком, Федеральная нотариальная палата планирует работать в подобном режиме и с другими банками.
Когда речь заходит о новых полномочиях нотариусов, многие критично настроенные граждане опасаются, что на деле появится лишь очередной посредник, которому надо платить. И больше ничего.
Сазонова: Граждане получат не посредника, а юридическую помощь и гарантии безопасности. Предполагается выведение деятельности нотариуса из формально-бюрократической на комплексное оказание правовой помощи обратившимся к нему гражданам. Проектом закона "О нотариате" предусмотрено, что нотариус будет не только удостоверять сделку, как сейчас, - пришли к нему, принесли документы, надо только составить и удостоверить договор. Законопроект предоставляет нотариусу право получать сведения в электронной форме из государственных информационных систем и реестров, на основании которых он подготовит сделку, передаст документы для регистрации перехода права в Росреестре и на основании данных о регистрации сможет выдать приобретателю свидетельство о праве собственности. Нотариус сможет предоставить сторонам договора возможность расчетов по сделке через депозитный счет, открытый в банке. Таким образом вытесняются различного рода посредники, сокращается риск мошеннических действий.
Здесь нет дублирования функций Росреестра?
Сазонова: Нет, у каждого свои функции. Полномочия по регистрации права собственности как были, так и остаются у Росреестра. Задача регистраторов - ведение реестра прав на недвижимость, а наша задача - проверка всех правовых условий удостоверяемой сделки.
Все-таки есть сомнения: допустит ли вас Росреестр к своей базе?
Сазонова: Допустит. Ему, по сути, это очень выгодно, мы практически полностью будем комплектовать пакет документов, на основании которых регистрируется за приобретателем право собственности. Передали документы в электронной форме, через три минуты получили подтверждение об их получении. Быстро и удобно. Когда все будет готово, помощник нотариуса пойдет и получит документы. Сумму пошлины (тарифа) за регистрацию перехода права, которая установлена государством, мы взыщем с клиента по квитанции и передадим в Росреестр.
Мы гарантируем надежность, точность, а самое главное, достоверность сведений, передаваемых в государственные реестры.
Именно государственная регистрация права в сочетании с нотариальным удостоверением сделок оптимальным образом защищает интересы продавцов и покупателей недвижимости, обеспечивает законность оборота недвижимости, способствует снижению количества споров с объектами недвижимого имущества и этим самым обеспечиваются публичные интересы правопорядка. Сегодня согласно официальной статистике достоверность государственных реестров не стопроцентна.
Разве такое возможно? Но почему?
Сазонова: Потому что простая письменная форма при заключении сделок позволяет различного рода посредникам, маклерам проводить нередко фиктивные, порой откровенно мошеннические сделки. Отсюда такой большой процент обмана. Пострадавшими же оказываются обычные граждане, покупатели недвижимости.
Практически все цивилизованные европейские государства не имеют в своей практике продажи или покупки недвижимости без участия нотариата. Только Россия понадеялась, что рынок сам отрегулирует правила, но, как видим, не получилось. Поэтому возврат нотариата в эту сферу позволит обеспечить полноценную достоверность государственных реестров, чего хочет добиться государство. Но самое главное, что люди в правовом отношении будут надежно защищены.
Кто заплатит за ошибки нотариуса?
Сазонова: Сам нотариус. Он страхует свою профессиональную ответственность на сумму не менее 5 миллионов рублей. Плюс нотариальная палата заключает коллективный договор страхования ответственности нотариусов на сумму из расчета не менее полмиллиона рублей на каждого нотариуса. Помимо этого в новом проекте закона предусмотрено формирование гарантийной кассы, которая будет третьей степенью защиты в дополнение к существующим. Поэтому людям выгодно пойти к нотариусу, он со всех сторон защищен от возможной ошибки.