Что касается основного проекта, который, как и два года назад, можно увидеть в здании бывшей типографии "Уральский рабочий" Екатеринбурга, то куратор Ярослава Бубнова в посредники между современным искусством и миллионной аудиторией постиндустриального города выбрала Иосифа Бродского. Строка из давнего стихотворения 1989 года "Доклад для симпозиума" - "Самоё себя глаз никогда не видит" - стала названием основного проекта Уральской индустриальной биеннале.
Изящнее ход трудно придумать. Бродский предлагал читателям "небольшой трактат об автономности зрения", Ярослава Бубнова - выставляет на суд зрителей относительно небольшую, но весомую выставку, в которой участвуют 30 художников из разных стран, об автономности искусства. О том, что смыслы искусства не свести к утилитарной функции, будь то бурлеск политической акции или прагматичность дизайна. О том, что едва ли не главная цель искусства - увидеть глазу "самоё себя".
Задача вовсе не такая отвлеченная, как может показаться, на первый взгляд. Насколько она связана с самоидентификацией, демонстрирует остроумная работа екатеринбургских художников, назвавших себя Бригадой малеров (от немецкого der Maler, художник) имени Казимира Малевича. Их работа "Профилакторий" - темный "куб" комнаты, исписанной словами "никого нет", на заднюю стену идет проекция. Там мы воочию видим тот сюжет, что проиграли только что сами. В пустую комнату заходит художник, оглядывается и говорит, дескать, тут - никого. Потом к нему присоединяются коллеги. Словом, получается, что себя мы обыкновенно за людей не считаем. Тут - никого, но ты-то уже здесь. "Профилакторий", помогая обнаружить самого себя в темной комнате, предлагает полушутя, полувсерьез профилактику собственного достоинства: "Помни о себе! Бди собственное достоинство!".
С черным "кубом" Бригады малеров... отлично рифмуется инсталляция "М10" Моники Сосновской. М10 - это 10 квадратных метров, поделенных на клетушки, с идеально окленными белыми обоями стенами, с беззвучно распахивающимися светлыми дверями. Окон в этом евролабиринте без Минотавра нет. Поэтому бродя из одной комнаты в другую, зритель мало того, что обнаруживает, что "никого нет", но еще и не имеет шанса взглянуть ни из дома, ни на дом. Получается такой идеально солиптический образ "внутреннего мира". Впрочем, на открытии он стал одним из самых обитаемых, в котором неожиданным встречам, столкновениям, преследованиям и находкам нашлось место.
Название основного проекта впрямую перекликается с целями Уральской биеннале. Она фактически о том же печется - дать шанс увидеть себя Екатеринбургу, промышленному центру Урала и страны, городу-"миллионнику", уступающему по количеству жителей лишь Москве, Петербургу и Новосибирску.
Современное искусство визуализирует тот контекст глобального мира, который и создает дистанцию взгляда. Этот контекст при ближайшем рассмотрении может оказаться до боли знакомым, как в видео In/Out Анны Ермолаевой, снятом в Вене. Камера фиксирует "найденный объект", как объяснила автор, он очень ей напомнил модернистскую скульптуру, разрезанную пополам. Впрочем, видео закольцовано, и если вы начнете смотреть в середине, то увидите крупный план стеллажа, заставленного книгами. Потом камера "отъезжает", и обнаруживается, что стена со стеллажом - единственная, оставшаяся от комнаты в полуразрушенном доме. Но речь не о том, что подземные работы в метро как-то так хорошо провели, что полдома рухнуло. Речь о другом - о том, что из оставшейся части забрали все - одежду, посуду, не говоря уж об электродивайсах всех сортов. Все - кроме книг. И почему-то дурацкий вопрос вертится: не потому ли дома иногда падают, что мы, ленивые торопыги, меньше стали читать? Ну и - думать, конечно?
Но вообще-то, чтобы увидеть себя со стороны, не обязательно дожидаться катастрофы. Есть и менее травматичные способы наблюдения. Собственно, искусство и подносит нам своего рода зеркало. Другое дело, что мы в нем себя не склонны узнавать. Стоим, например, и чешем башку перед "Синкретической избушкой", которую Ирина Корина соорудила из ярко-голубого покрытия рыночных палаток, конструкций передвижных первомайских трибун с абрисом глобуса, покрашенных масляной краской деревянных идолов и бутылей воды - "от Кашпировского и Чумака". Эта не столько постиндустриальная современность, сколько постиделогическая. Никаких утопий, никакого зловредного прогресса, вместо них - вечная избушка на курьих ножках с подзарядкой от воды из-под крана.
Не нравится зеркало? Что ж, выставка основного проекта - своего рода каталог способов глазу "увидеть самоё себя". Иногда достаточно детского взгляда, чтобы оценить искренность, колоритность, дервишескую мудрость и смелость идей первых героев Уральского авангарда (проект "Синих носов"). Иногда, напротив, достаточно вырасти, чтобы газетные вырезки времен детства обрели ностальгическую ценность (работа Ольги Кройтор). Иногда важен чужой взгляд, как в проекте "Куба" турецкого художника Кутлуга Атамана, который записал 40 монологов нелегальных жителей маргинального стамбульского района "Куба". 40 старых телевизоров на разных тумбочках, стульях, столиках перед разбитыми креслами, плюхнувшись в которые ты оказываешься глазу на глаз с людьми, рассказывающими о своей жизни. Кто-то - о своей свадьбе, похожей на похороны, кто-то - о смерти сына, убитого из-за дешевого мобильника, кто-то - о том, почему оказался на "Кубе"...
В другой раз для дистанции взгляда хватит верхней точки съемки, как в интерактивом проекте группы "Куда бегут собаки", которые отправили в зал человека-башню, живую ходячую камеру, ведущую прямую трансляцию с выставки. Кому-то нужна газета, если в ней есть карикатуры Дана Пержовски, а кому-то пригодится карта от парижской арт-группы Société Réaliste. Парижане сделали карту "северной Евразии" со списком 99 государств, которые возникли и исчезли в ХХ веке. Рядом указатели - в Гуляй-поле и республику Альба, не прожившую и месяца в 1944, республику Сало и Мамельланд, в Зеленый Клин и свободный Триест, Икарию и Команчу... Уникальный шанс для части - увидеть целое. История тут вместо ходячей видеокамеры. Самое трудное, конечно, выскочить за пределы мига сегодняшнего. Работа екатеринбуржца Владимира Селезнева - из числа удачных попыток. Его "Пространство борьбы" пульсирует, будто живое сердце. То вспыхивает и освещается граффити с песнями Цоя и партизан, то погружается во тьму, в которой мерцает люминисцентной красной отчаяние - "Все напрасно". Но ты уже знаешь, что свет вспыхнет, и как написано на стене, "маятник качнется в правильную сторону". Уральская биеннале, помимо прочего, это упрямый жест качнуть маятник в правильную сторону. И пусть до верхней точки движения и совершенства еще далеко - значит остановки пока не будет.