Сегодня "РГ" публикует указ о реализации госпрограммы содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, подписанный президентом РФ Владимиром Путиным.
А накануне директор департамента межнациональных отношений Министерства регионального развития РФ Александр Журавский дал "РГ" специальное интервью, в котором рассказал о новой редакции госпрограммы, ее итогах и перспективах.
Александр Владимирович, как вы думаете, поедут в перспективе соотечественники в Россию?
Александр Журавский: Думаю, что да. Последние два года реализации программы вселили здоровый оптимизм. В прошлом году в Россию по программе переселилось соотечественников больше, чем за все предыдущие годы, тенденция сохранилась и в этом году. Если за первые семь месяцев 2011 года в Россию переселились около 15 тысяч человек, то в конце года мы вышли на цифру 32 тысячи соотечественников-переселенцев. За 7 месяцев этого года приехали 22 тысячи. И мы можем рассчитывать, что к концу года достигнем цифры 50 тысяч переселенцев. У нас пока нет повода ожидать иной динамики.
Откуда такая уверенность?
Александр Журавский: Новая редакция госпрограммы, подготовленная Минрегионом России совместно с ФМС и другими министерствами и ведомствами, снимает ряд административных барьеров. Кроме того, уточняется круг членов семьи участника госпрограммы, включающий теперь бабушек, дедушек, совершеннолетних братьев и сестер, усыновленных детей, что позволит переезжать большими семьями.
В новой госпрограмме расширено понятие "территория вселения" в части возможности отнесения к ней всей территории региона, а не только какой-то его части, как это определено сейчас. Это даст возможность человеку, переехавшему в конкретный регион, не быть привязанным к одному муниципальному образованию. При том, что открытыми для приема соотечественников будут все или почти все регионы, останутся и приоритетные территории вселения, перечень которых будет определяться правительством.
В перечень войдут в первую очередь дальневосточные приграничные территории. Планируется, что соотечественники, переселяющиеся туда, смогут рассчитывать на значительно более высокие "подъемные", чем сейчас, что не будет предусмотрено для переселенцев в другие регионы.
Но всем по-прежнему будет оплачиваться проезд, провоз багажа и некоторые другие расходы. Получение гражданства по госпрограмме - как и прежде, в течение нескольких месяцев. И, разумеется, госпрограмма стала бессрочной.
А работа?
Александр Журавский: Соотечественники смогут выбирать территорию вселения, не ориентируясь, как сейчас, только на существующие рабочие вакансии. Участниками программы смогут стать соотечественники, готовые трудоустроиться самостоятельно, открыть свое дело, перевести бизнес, или группы людей, которые хотели бы переселиться компактно и заниматься, например, агропромышленным бизнесом. При этом, если региону необходимо, он в рамках региональной программы переселения сделает подпрограмму, ориентированную на промышленный, агропромышленный или образовательный кластер, формируя запрос на людей конкретных специальностей под конкретный региональный проект развития.
Если люди будут свободно приезжать туда, куда захотят, не обострит ли это ситуацию на рынке труда?
Александр Журавский: Знаете, это 10-11 миллионов ежегодно прибывающих трудовых мигрантов способны обострить ситуацию на рынке труда, да и то в большей степени потому, что система их интеграции и адаптации к условиям принимающего сообщества пока не выстроена. Нет никаких оснований ожидать сложностей от нескольких сотен тысяч или даже нескольких миллионов наших соотечественников, чья жизненная стратегия как раз и направлена на скорейшую интеграцию в российское общество.
Как известно, программа долго "раскачивалась". Почему люди начали переезжать только спустя три года с начала ее реализации?
Александр Журавский: Прежде всего не были отлажены механизмы администрирования госпрограммы, которые дорабатывались уже в процессе ее реализации. Территорий вселения изначально было недостаточно. Люди поехали, когда появился большой выбор, а число регионов, принявших региональные программы переселения, расширилось до 40. Кроме того, изначально соотечественники должны были платить НДФЛ как нерезиденты - 30 процентов. И только с 2011 года участников госпрограммы с момента приезда уравняли с налоговыми резидентами Российской Федерации, определив для них подоходный налог в 13 процентов.
Сказывался и дефицит проверенной, правильно поданной информации. У соотечественников были завышенные ожидания, в первую очередь по жилищному обустройству. Последние три года в рамках информационного сопровождения госпрограммы мы через Интернет, телевизионное и радиовещание обеспечиваем достоверное и оперативное информирование потенциальных участников госпрограммы о ее возможностях, об особенностях регионов, куда можно переселиться. Вместе с тем, многие восприняли госпрограмму как программу репатриации. Но в России программа репатриации по типу германской или израильской в принципе невозможна, поскольку и в Германии, и в Израиле репатриация осуществляется по этническому принципу.
А у нас, кстати, почему этот принцип не учитывается? В госпрограмме ведь нет преференций для русских?
Александр Журавский: Россия - страна многонациональная. И программа репатриации по этническому принципу в России невозможна. В условиях, когда другие бывшие республики СССР пошли по пути формирования национальных государств с определением титульной нации, Российская Федерация, обладая этнической (русской) и религиозной (православной) доминантами, не поддалась соблазну строительства моноэтнического государства, избрав путь федеративного развития, сохранения культурного многообразия и закрепив в Конституции равенство прав граждан вне зависимости от национальной или религиозной принадлежности.
Но по данным статистики, в России 80 процентов населения - русские.
Александр Журавский: Русские - безусловное большинство в нашей стране. И, кстати, больше половины переселенцев в этническом отношении - русские, почти по 8% украинцев и армян, 4,6% - таджики, 2,5% - татары.Но следует понимать, что в отличие, например, от такого федеративного государства, как Германия, в России есть субъекты Федерации, которые в названии содержат этнический маркер, имеют возможность утверждать республиканские языки. Поэтому когда мы говорим о соотечественниках, то понимаем, что речь идет не только об этнических русских, проживающих в бывших республиках СССР, но и о татарах и карелах в Финляндии, немцах в Казахстане и Германии и даже о маленьком народе сето в Эстонии. Реализуя две госпрограммы - поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, и по оказанию содействия их добровольному переселению в Россию, - Российское государство предоставляет нашим соотечественникам возможность выбора.
Тогда, может быть, имеет смысл прописать в программе все титульные национальности, населяющие Россию? И дать их представителям дополнительные преференции?
Александр Журавский: Как раз в этом смысла не вижу. Если русский человек хочет уехать из Казахстана или Эстонии, он может это беспрепятственно осуществить по линии госпрограммы. Определение "соотечественники за рубежом" в действующем российском законодательстве предполагает широкий круг лиц, имеющих право считаться таковыми. При этом, конечно, самим соотечественником должна ощущаться культурно-историческая и духовная связь с Россией.
Кроме того, возникнет проблема с системой доказательства своей этнической принадлежности, поскольку в большинстве стран, и в России в том числе, отказались от официальных документов с обязательным указанием национальности. У нас вопрос о национальной принадлежности сохраняется в анкетах при переписи населения, в свидетельстве о рождении можно указать национальность ребенка по желанию родителей. А уже в загранпаспорте в графе "Nationality" указана не этническая принадлежность, а гражданство - Российская Федерация, поскольку "национальность" в мировой практике - принадлежность к стране.
Если вернуться к госпрограмме, что за люди переехали в Россию за пять лет?
Александр Журавский: Как показывает статистика, в Россию переезжают в основном молодые семьи. В возрастном отношении более 60% переселенцев - это лица до 40 лет и лишь 1,6 % - люди пенсионного возраста. Высшее и неоконченное высшее образование имеют около 40% соотечественников-переселенцев, рабочие специальности и среднее специальное образование - также около 40%, полное среднее образование - около 18%.
Многим соотечественникам в России (хотя и не только им) трудно решить проблему регистрации на новом месте и получения жилья. Новая редакция программы предлагает решение?
Александр Журавский: Вопрос о регистрации должен решаться не в рамках госпрограммы, а в рамках общих подходов к совершенствованию миграционного учета. Что касается жилья, то мы не должны забывать про социальную справедливость. Если у переселенцев будет больше социальных лифтов и преференций, чем у граждан России, это породит социальное недовольство старожильческого населения. Здесь должна быть иная логика. По мере повышения качества жизни и расширения социальных возможностей наших граждан будет обеспечиваться и более высокий уровень обеспечения соотечественников.
Останутся ли категории граждан, которым могут отказать в переселении в Россию?
Александр Журавский: Конечно. Новая госпрограмма содержит перечень оснований, по которым соотечественнику безусловно откажут или, если он уже приехал, аннулируют статус участника. Это касается тех, кто, например, связан с террористической деятельностью, имеет судимость за тяжкие преступления, был ранее депортирован из России, предоставил о себе недостоверные сведения и т.д. Кроме того, остается процедура согласования кандидатуры участника уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, в который он намерен переехать. Это важно, так как именно региональная власть несет ответственность за переселенцев и должна рассчитывать свои ресурсы по их достойному обустройству.