Франгулян: Проект Олимпийского парка начался с образа парящей птицы

Достаточно было увидеть на арене Лондонского стадиона старую викторианскую Англию в версии оскароносца Дэнни Бойла, с дымом из печных труб, со специально сшитыми (и специально поношенными, чтобы не выглядели с иголочки новыми, как в театре) нарядами, чтобы понять: Олимпиада не только спорт, не только TV-шоу, которое смотрели порядка 100 миллионов человек, это еще и искусство. В том числе, искусство организации пространства. Не только на стадионах, но и вокруг них.

О том, как предполагается организовать Олимпийский парк в Сочи, рассказывает скульптор Георгий Франгулян, который является заместителем председателя художественного совета "Олимпстроя". 

Что такое английский парк или французский регулярный парк более-менее каждый себе представляет, а что такое Олимпийский парк?

Георгий Франгулян: Французский парк возник как место для прогулок короля, иначе говоря - это место между дворцом и природой. Английский парк своего рода мостик между полями и лесами для охоты владельцев поместий и собственно поместьем. В случае с Олимпийским парком место дворцов и поместий занимают стадионы. Олимпийский парк - это место между дорогой, по которой приезжают специальные поезда со зрителями, и спортивными аренами.

Люди же приезжают на соревнование заранее и не сразу покидают его, соответственно должно быть место, где можно пройтись, прогуляться. Думаю, не надо объяснять, что сувенирный ларек или ресторанчик фаст-фуда не те места для прогулок, о которых идет речь. Речь о переходной зоне между человеком и гигантскими спортивными сооружениями, которую мы и надеемся создать. Иначе люди будут некомфортно себя чувствовать.

Природа в качестве точки отсчета не принимается во внимание?

Франгулян: Напротив. Дорога в Сочи идет между морем и горами. Так что можно сказать, что наш парк - связующее звено между аренами соревнований и человеком, с другой стороны - между горами и морем. Поэтому, собственно, он и начинается с образа парящей птицы. Адлер, как известно, означает "орел".

Парящей - буквально?

Франгулян: Буквально. Это огромная птица, крылья которой напоминают парус. Она крепится на четырех "шпильках" и системе тросов - конструкцию рассчитывал Трауш, который делал расчеты для Останкинской телебашни. Птица, размах крыльев которой достигает 120 метров, подвижная, трепещущая на ветру, при этом вполне функциональная скульптура. Она может служить экраном, на который проецируется информация, плюс своеобразными воротами в Олимпийский парк. Птица как бы взлетает над скалами - семь этих вершин тоже будут рукотворными. Их планируется сделать из бронзы.

Так создается переход между горами и низиной?

Франгулян: Да. В качестве ключевого образа мы использовали образ горной реки. Дорога, по которой течет людской поток, - это река. Наша задача - чтобы она не заканчивалась Ниагарским водопадом. Значит нужны "острова", этим и занимаются ландшафтные дизайнеры, создавая рукотворные холмы.

А "скалы" из чего?

Франгулян: Они будут бронзовые, зеленые, с высветленными вершинами. Достаточно мощные. Это композиционная и смысловая основа. А дальше пейзаж вокруг них населяется скульптурами, двигающимися, летящими, плывущими, светящимися...

Олимпийский парк в этом описании похож на световое шоу...

Франгулян: На юге темнеет рано, тем более зимой. Поэтому красочная, с продуманной подсветкой скульптура необходима. У нас к тому же запланировано много кинетических скульптур.

Наш парк - связующее звено между аренами соревнований и человеком, с другой стороны - между горами и морем.

Были ли традиции, на которых Вы ориентировались при проектировании Олимпийского парка?

Франгулян: Это скорее спортивные традиции, нежели артистические. Мы шли от лозунга "Выше, дальше, сильнее". Отсюда девиз нашего парка - "Пространство, движение, цель".

Движение?

Франгулян: Скульптуры неподвижны, но люди двигаются. Скульптуры вроде маяков в людском море. Они соразмерны человеку, напоминают, что спорт и искусство взаимосвязаны. Наконец, просто дают возможность ориентироваться на местности. Человек должен иметь возможность ориентироваться в незнакомом месте, понимать, идет он к стадиону или обратно. Знаете анекдот? Сидит за столом кавказская компания. Приходит Гоги, у которого кепка одета козырьком назад.  И уже выпившие сотрапезники у него спрашивают: "Гоги, ты приходишь или уходишь?". Узнаваемость пространства должна быть.

Французские короли, заказывая скульптуры для регулярного парка, ориентировались на античные образцы. На что ориентировались Вы при отборе скульптур?

Франгулян: На талант и разнообразие. Из 2200 работ, которые были присланы на всероссийский конкурс, длившийся полгода, выбрали 68 скульптур 49 авторов. Я очень доволен финальным отбором, который сделан художественным советом "Олимпстроя". Его возглавляет петербургский архитектор Олег Харченко. Проект одобрили Академией художеств, общим советом Союза архитекторов и Союза дизайнеров.

Участвовали только российские архитекторы?

Франгулян. Сыграли роль, конечно, и соображения материального характера. Мы не могли приглашать зарубежных участников, потому что средства были весьма ограничены. Наши авторы согласились на минимальные гонорары. Фактически заложена только себестоимость работ. Дело в том, что ни в СССР, ни в истории России не было скульптурного проекта такого масштаба.

А как же план монументальной пропаганды?

Франгулян: Нет, это другое. Этот проект имеет отношение не к пропаганде, а к искусству прежде всего. Будут представлены работы всех жанров и направлений:  абстрактные, фигуративные работы, анималистическая скульптура, кинетические объекты. Работы будут из самых разных материалов. Среди авторов - люди очень известные, как, например, Александр Рукавишников, Борис Черствый или Александр Константинов, произведения которого находятся во многих странах. Для Сочи Константинов планирует сделать такие металлические деревья. Сейчас же там пустырь, возможно, какие-то растения удастся привезти, но это вряд ли решит проблему полностью. "Деревья" Константинова, как и качающиеся "Камыши" Игоря Козлова - это напоминание о духе природы. Будет инсталляция "Вселенский разум" Николая Полисского и его артели из Николо-Ленивца, будет кинетические спиралевидные скульптуры Вячеслава Колейчука.

Но будут представлены и молодые художники, как, допустим, 30-летний скульптор Сергей Соболев, который предложил сделать "Бумажного человечка", словно бы вырезанного из листа в клеточку. Его плоская фигура сидит на земле. На нем можно рисовать, оставлять комменты, раскрашивать...

Стена Facebook'а, но в реале. А из чего будет "Бумажный человечек"?

Франгулян: Из нержавейки. Будет даже проект детской школы искусств  из Набережных Челнов.

Спортивная символика предполагается?

Франгулян: Петербургский художник Гаврилов предложил модели, символизирующие разные виды зимнего спорта, от хоккея до керлинга. Это огромные 12-метровые конструкции, обтянутые яркими тканями, которые светятся изнутри.

12-метровые?

Франгулян: А тут невозможно горохом рассыпаться. Фигуры напоминают архитектоны Малевича и одновременно легко считываются в качестве знаков. Тут ведь еще азарт - сделать вещь, которую ты раньше никогда не делал.

По сути, получается, что мы представляем весь спектр отечественной скульптуры. Разные подходы, школы, традиции...  При этом уникальность творческого почерка каждого мастера сохранена.

Работа уже в разгаре?

Франгулян: Если бы! По-хорошему она должна была бы начаться месяца четыре уже назад. Производство скульптуры - процесс долгий, трудоемкий, требующий больших физических и финансовых вложений. Я уж не говорю про творческие. Но пока деньги не выделены.

Олимпийский проект на волонтерской основе? Вы шутите?

Франгулян: Для авторов, как и для меня, это практически волонтерская работа. Но из воздуха ее не сделать. Строка в бюджете заложена, просто нам пока не отпустили деньги. Нас это очень беспокоит. Мы, можно сказать, на низком старте. Нам предстоит пробежать 100-метровку с барьерами. Барьеров много. Со временем их все больше и больше будет. Мы готовы к старту. Ждем этого момента с нетерпением. Но отмашки все нет. Еще немного, и старта просто не будет.