"РГ" выяснила, почему предприятия ПФО испытывают кадровый голод

В Нижегородской области на ближайшие годы запланирован пуск в эксплуатацию нескольких крупных промышленных предприятий, однако кто на них будет работать - большой вопрос.

Вузы продолжают штамповать юристов, финансистов и психологов, а рабочих, способных управлять современными станками и обрабатывающими центрами, катастрофически не хватает.

- Четыре года назад мы подняли вопрос о создании ресурсных центров для подготовки рабочих кадров, - говорит председатель общественной палаты Нижегородской области, президент Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского Роман Стронгин. - Регион создал программу, реализовал ее, и сегодня в девяти ресурсных центрах получают подготовку 25 процентов молодежи, проходящей обучение в системе профобразования.

Однако это не решает проблему в целом. Ситуация противоречивая: с одной стороны, нет опытных кадров, чтобы заполнить рабочие места, а с другой - есть претенденты, но им недостает квалификации. Это и проблема демографической нехватки людей (в конце 1980-х-начале 1990-х рождаемость резко сократилась из-за социальной нестабильности), и проблема подготовки кадров нужной квалификации.

Из-за острого дефицита высококвалифицированных рабочих и инженеров борьба за кадры между предприятиями усиливается, развивает тему генеральный директор Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей Валерий Цыбанев. Некоторые заводы вынуждены в каждый почтовый ящик опускать листовки с предложениями о трудоустройстве. Чтобы обеспечить возрастающую потребность в кадрах предприятий Нижнего Новгорода, необходимо ежегодно готовить и переподготавливать в системе среднего и начального профессионального образования не менее тысячи человек. Сейчас же переобучение могут пройти не более 250. Но самое главное - в Нижегородской области отсутствует объективный прогноз потребности в рабочих кадрах и специалистах для промышленности хотя бы на три года. Решить проблему можно только при условии объединения ресурсов учреждений профессионального образования, работодателей, органов исполнительной власти, общественных институтов и общеобразовательных школ. Региональным властям необходимо также создать условия для профессионального обучения выпускников школ из районов области и других близлежащих регионов ПФО.

Заместитель главы администрации Нижнего Новгорода Татьяна Беспалова в ходе круглого стола "Проблемы трудоустройства молодежи" привела конкретный пример негативного влияния кадрового дефицита на инвестиционную активность. Сейчас на площадке машиностроительного завода строится новое предприятие с вводом в эксплуатацию в 2015 году. Чтобы его открыть в назначенный срок, необходимо принять на работу около четырех тысяч высококвалифицированных рабочих, техников и инженеров. За оставшиеся три года подготовить столько кадров в местных вузах, техникумах и училищах просто нереально. Теперь инвестор думает, что ему делать: везти в Нижний Новгород рабочую силу из других регионов и организовывать производство вахтовым методом или отказаться от реализации проекта?

- В то же время у нас достаточно большая армия безработных и немалое количество людей, находящихся под угрозой увольнения, - подчеркивает Татьяна Беспалова.

При этом около 90 процентов выпускников школ столицы ПФО поступают в вузы, по окончании которых не могут устроиться на работу по специальности. Причин две: невостребованность полученной профессии на рынке труда и невысокое качество высшего образования. Казалось бы, данные факторы должны привести к снижению потока желающих получить вузовский диплом. Тем не менее родители всеми доступными способами пристраивают своих чад в академии и университеты - лишь бы не в профессиональное училище, ведь это непрестижно.

- Мы не так давно проводили опрос старшеклассников на тему "Где бы вы хотели работать?", - сообщила Татьяна Беспалова. - Около 90 процентов мечтают устроиться в коммерческий банк. Что касается притязаний по зарплате студентов вузов, то, например, старшекурсники медицинской академии называют цифру 50-60 тысяч рублей.

По мнению председателя регионального отделения Российского союза молодежи Олега Зори, студентам необходимо приобретать опыт работы с первого курса, чтобы к моменту получения диплома быть конкурентоспособными на рынке труда. В начале трудовой карьеры не стоит предъявлять высоких требований к зарплате.

- Стажером можно работать на предприятии и приобретать практические навыки хоть за две копейки, но это даст уверенность, что по окончании вуза ты устроишься здесь на работу, - считает Олег Зоря.

Однако представители нижегородских компаний утверждают, что такой подход к работе демонстрируют очень немногие молодые люди. Большинство выпускников не желают планомерно строить карьеру по полученной специальности, им хочется месяц поработать на одной должности, месяц - на другой. Только после этого они готовы сказать, будут дальше работать в фирме, или нет, делится наблюдениями менеджер по персоналу нижегородского филиала одной из транснациональных производственных корпораций Ирина Колобова. Но предприятию невыгодно принимать на работу таких людей, это пустая трата денег. Профессиональную компетенцию за месяц ни один молодой специалист, даже самый толковый, приобрести не в состоянии, на это нужно 4-6 месяцев. Только по истечении данного срока работник начинает приносить предприятию прибыль.

- Такое непоследовательное, безответственное отношение к своему будущему весьма характерно для большинства выпускников, - сетует Ирина Колобова. - У многих нет личностного вектора, они не определили цель, к которой надо стремиться. И при этом не желают меняться. "Принимайте нас такими, какие мы есть" - такого мнения придерживаются девять из десяти выпускников.

Завышенный уровень амбиций выпускников не подкреплен ни теоретическими знаниями, ни практическими навыками, поддерживает коллегу председатель общественного комитета по трудовым ресурсам при ТПП Нижегородской области Людмила Гришина. Многие молодые люди при тестировании у работодателя демонстрируют крайне слабые знания по полученной в вузе специальности. Это касается даже тех, кто окончил учебное заведение с отличием.