Минпромторг разработал программу развития судостроения до 2030 года

Отечественные заводы способны обеспечить российским судовладельцам пятикратное увеличение их заказов на морские суда. Такой расчет представили эксперты на "круглом столе" в Общественной палате РФ в ходе обсуждения госпрограммы "Развитие судостроительной промышленности".

Проект госпрограммы развития российского судостроения до 2030 года подготовил минпромторг. Общий объем ее финансирования составляет около 1,3 трлн руб. В первую очередь программа ориентирована на развитие оборонных предприятий, а в гражданском судостроении акцент сделан на шельфовые проекты и строительство судов ледового класса. Таким образом, основным бенефициаром программы станет государственная Объединенная судостроительная корпорация (ОСК).

По словам замдиректора департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Андрея Курасова, российские судовладельцы ежегодно размещают за рубежом заказы на строительство морских судов на сумму около 1 млрд долларов. Доля же российских судостроительных заводов в объеме их заказов составляла за последние 10 лет немногим более шести процентов. Хотя по техническим возможностям российского судостроения она могла бы быть около 30%. Правда, по оценке экспертов министерства, положение в отрасли улучшается, сокращается отставание России от ведущих морских держав, но главным образом за счет военных заказов. Что касается военного кораблестроения, то здесь Россия занимает 2-е место после США.

Говоря о гражданской продукции, докладчик обратил особое внимание на необходимость создания новых типов судов и морской техники для решения задач страны в Арктике. Потребность России в ледоколах до 2020 года оценивается в 26 штук (включая один атомный мощностью 110 МВт и пять мощностью 60 МВт), в танкерах - до 230 штук, в газовозах - около 40 штук. Общая потребность в технике для освоения шельфа составляет около 130 единиц. В целом потребность России в гражданской морской технике оценивается минпромторгом в 1,4 тыс. судов.

Россия имеет почти 40 тыс. км морской границы, 100 тыс. км внутренних водных путей. Значительная доля внешней торговли обслуживается морским транспортом. До 25% мировых запасов углеводородного сырья расположено на российском шельфе. Поэтому судостроительная промышленность в значительной мере определяет национальную безопасность государства во всех сферах морской деятельности России, в том числе оборонной, транспортной, продовольственной, энергетической и технологической.

Реализация программы запланирована на 18-летний период. За это время будут созданы условия для развития технологий в сфере перспективной морской техники, будут подготовлены необходимые квалифицированные кадры, которые закрепят на предприятиях отрасли. Планируется достичь уровня передовых стран по качеству судостроительной продукции и обеспечить необходимую инвестиционную привлекательность отечественного судостроения. К 2030 году обещано в три раза увеличить объем выпуска гражданской продукции российского судостроения, повысить производительность труда и обновить более половины основных производственных фондов судостроительных предприятий отрасли (верфей).

Андрей Курасов сообщил участникам заседания, что процесс разработки документа в настоящий момент находится на завершающем этапе. Несколько раз проект обсуждали с минфином, с минэкономразвития и с другими ведомствами и меняли его варианты. Остались определенные шероховатости с точки зрения финансирования.

В ходе обсуждения 17 экспертов - ученых, руководителей промышленных предприятий и представителей общественных организаций высказали свои предложения по доработке и совершенствованию проекта государственной программы развития судостроительной промышленности.

Генеральный директор ЦНИИ "Курс" Лев Клячко в своем выступлении напомнил, что разработка госпрограммы развития судостроительной промышленности вступает в заключительную фазу. В соответствии с поручением заместителя председателя правительства Дмитрия Рогозина минпромторг обязан обеспечить внесение в аппарат правительства проекта государственной программы в сентябре.

Проректор МГТУ им. Баумана Евгений Старожук отметил, что представляемый проект является концепцией развития, обеспечивающей формирование опережающего научно-технического задела, важного в гражданской составляющей судостроения. В частности, Евгений Старожук подчеркнул: "Тот комплекс задач, являющихся во многом междисциплинарными, органично и логично восстанавливает кооперацию между отраслевой наукой, отраслевыми предприятиями и академической, университетской наукой. Эта кооперация приводит к тому, что будущие инженеры, студенты учатся на актуальных образцах, участвуя одновременно в научной работе, в решении текущих инженерных задач". Но, по его словам, гораздо более сложный момент - вопрос закрепления инженерных кадров не решен и не отражен в документе.

По мнению члена бюро Центрального совета машиностроителей России, председателя Общероссийского движения поддержки флота Михаила Ненашева, для успешной реализации программы необходимо в первую очередь сформировать соответствующую общественную атмосферу.

"Хватит наживаться только на том, что наши предки 300-500 лет назад присоединили земли, а мы из них качаем. Давайте что-то создавать руками и головой, - призвал Михаил Ненашев. - И, как следствие этого, следует задать вопрос предпринимательскому сообществу, готов ли бизнес вкладывать деньги в развитие российской промышленности."

Ненашев также обратил внимание на то, что госпрограмма не содержит ни одного пункта о ситуации вокруг вступления России в ВТО. Кроме того, авторы документа обошли вопрос речных и морских пассажирских перевозок. В заключение своего выступления он предложил установить День судостроителя России, а также с целью привлечения молодежи организовать регулярный юношеский конкурс по судомоделизму. По итогам заседания "круглого стола" было принято решение в целом одобрить проект госпрограммы, но при этом учесть все высказанные общественностью замечания и предложения.