После принятия в апреле соответствующего законопроекта для того, чтобы зарегистрировать партию, достаточно собрать всего 500 человек. Раньше для этого требовалось не менее 40 тысяч последователей. В итоге сейчас в России официально зарегистрировано 28 партий. Из них 24 принимают участие в стартовавших региональных выборах разного уровня, выдвинув на них более 5000 кандидатов.
Вряд ли кто-то будет спорить относительно того, что партийная реформа назрела давно. Еще совсем недавно политическая активность в стране проявлялась в основном посредством четырех парламентских партий "Единой России", "Справедливой России", КПРФ и ЛДПР. Непарламентские партии "Яблоко", "Правое дело" и "Патриоты России" почти не были заметны на политическом небосклоне. Однако существующие в нашей стране политические силы в последнее время уже были не в состоянии канализировать все общественные запросы, что естественным образом могло бы привести к возникновению тромбов в политической системе. Ограниченное число политических структур во многом тормозило мобильное развитие российской политсистемы.
Расширение возможностей для появления новых политических сил позволит преодолеть эти кризисные явления. Уже сейчас представители большинства недавно образованных партий не стали терять времени даром и зарегистрировались в качестве кандидатов на осенних региональных и муниципальных выборах. Одни партии-новички выдвинули своих кандидатов в областные и местные парламенты, другие зарегистрировали своих выдвиженцев на выборах губернаторов и мэров.
Впрочем, упрощение процедуры регистрации партии таит в себе и определенные риски. Очень важно сохранить состояние баланса, не допустить раздувания политической системы до немыслимых масштабов, как это было в 90-х годах, когда в выборах одновременно могли участвовать до ста партий.
Еще одна громкая реформа последнего времени - возвращение выборов губернаторов в новом формате. Сейчас кандидаты на пост главы субъекта Федерации должны проходить через муниципальные фильтры, иначе говоря, получить поддержку депутатов на местах. Это необходимо, чтобы иметь возможность получить регистрацию в местных избиркомах. По сути данная инициатива заимствована у французов. И ничего удивительно в этом нет. Как известно, именно Конституция Франции во многом бралась за образец при написании Конституции новой России в 1993 году.
Нововведение в виде муниципального фильтра оказалось полезным в первую очередь для парламентских оппозиционных партий. К примеру, для той же КПРФ, которая сумела ранее создать сильные отделения на региональном и муниципальном уровне, продвинуть своих депутатов в местные парламенты и даже сформировать фракции. У представителей Компартии теперь нет никаких проблем заручиться их поддержкой при выдвижении кандидатов в губернаторы. В отличие от тех партий, которые не озаботились заранее о том, чтобы выдвигать своих кандидатов на выборах разного уровня, включая "непрестижные" некогда муниципалитеты. А вот у "Справедливой России" дела в регионах обстоят не так хорошо, что снижает шансы на выдвижение эсэров в губернаторы. К примеру, брянский избирком отказался регистрировать в качестве кандидата на пост главы региона "справедливоросса" Вячеслава Рудникова, признав недействительными 34 из 253 подписных листов в его поддержку. Кандидат не согласился с этим, сейчас идут судебные процессы. И это нормально.
В Рязанской области, напротив, оппозиции удалось договориться с властью. Кандидат от "Патриотов России" Игорь Морозов снял свою кандидатуру с выборов губернатора Рязанской области в пользу и.о. главы региона Олега Ковалева - кандидата от "Единой России". Морозов объяснил свой поступок тем, что у него были реальные шансы выйти во второй тур. Однако это привело бы к расколу в обществе, в элите, в том числе в политической, чего нельзя было бы допускать ни при каких обстоятельствах. Ковалев высоко оценил жест оппонента и обещал заимствовать ряд передовых предложений из программы "Патриотов России", заявив, что теперь будет нести ответственность сразу перед двумя партиями - "Единой Россией" и "Патриотами России". На самом деле ситуация в Рязанской области во многом показательная. В конце концов, политика - это не поле битвы, а искусство компромиссов, которые в итоге способны содействовать всеобщему общественному благу.
Наша политическая система динамична и всегда отвечает реалиям текущего момента. Это выгодно отличает ее от тех государств, в которых зачастую существуют архаичные политические институты, которые непонятны избирателям или вообще на практике не работают. Можно с уверенностью сказать, что нынешняя политическая реформа не навечно, уже по итогам голосования, возможно, будут приняты новые законы, корректирующие политическую систему, развивающие ее. Время покажет. Но уж во всяком случае очевидно, что проиграли все критики политической реформы, которые весной заявляли, что губернаторы не дадут выдвинуться кандидатам от новых партий, что не будут собраны подписи муниципальных депутатов... Реформа состоялась, общество приняло правила игры и активно участвует в политической жизни. Региональные выборы, вступившие в свою решающую фазу, это наглядно показывают.