- Наша цель - создать такие условия, чтобы законодательный процесс в большей степени соответствовал запросам современного российского общества, - заметил председатель Госдумы Сергей Нарышкин, открывая заседание, - выявление нарушений - не основная задача, необходимо создавать условия, при которых не только бы бизнес вышел из тени, но и все российское общество.
Надо сказать, что процесс обсуждения законопроектов, регулирующих контроль за доходами госслужащих, а также бестактно обнажающих факты существования домиков в Испании и прочей недвижимости или счетов за рубежом, вызывал у участников дискуссии смешанные чувства. Так, председатель Демпартии России Андрей Богданов предложил: "Думаю, что вначале было бы правильнее объявить налоговую амнистию, чиновники и депутаты любого уровня - тоже люди, у них у всех рыльце в пушку, и спорить тут бесполезно. А после амнистии весь этот пакет законов можно будет принять, и я уверен, что он заработает".
- Мне не нужна ваша амнистия, господин Богданов! - воскликнул депутат Госдумы Андрей Макаров, - я не воровал и не брал взятки! А закон, который предлагается, направлен против тех, кто честно зарабатывал.
"У меня нет зарубежных счетов и зарубежной недвижимости, - признавался также представитель правительства в Конституционном суде Михаил Барщевский, - тем не менее - я категорический противник". Оба бывших адвоката уверены, что закон будет легко обойти, а любой запрет на приобретение недвижимости нарушает конституционные права граждан РФ на право владения собственностью. Барщевский предложил, напротив, ввести "ответственность за незадекларированное имущество", потому что сейчас выходит, что "мы запрещаем чиновнику иметь домик за границей и разрешаем в Подмосковье - а ведь с точки зрения цены это часто одно и то же, стоимость дома в Малаховке равняется дому в Майами".
Уполномоченного по правам человека Владимира Лукина волновало, кто должен будет вести расследование о доходах, потому что хотя закон о государственной гражданской службе и предусматривал создание такого оперативного органа, но восемь лет прошло - и ничего не создано. Впрочем, Лукин считает, что с этой целью можно было бы активизировать практику парламентских расследований, создав при комитете ГД по регламенту подкомитет по расследованиям. Хотя депутат Госдумы от КПРФ Сергей Решульский полагает, что "если все будет сводиться к очередной борьбе с "оборотнями", которая у нас затеяна в Госдуме, - давайте расширим комиссию Васильева и введем туда на паритетных началах все фракции, проверим всех депутатов, пока же я с "трибуны" вижу только имитацию борьбы и больше ничего". Руководитель фракции "ЕР" в Госдуме Андрей Воробьев задумался над другой стороной вопроса: закон затронет пять миллионов чиновников, кто будет заниматься его исполнением, может быть, следует создать бюро по борьбе с коррупцией?
Судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова заметила, что "у нас все время встает вопрос: а какой закон еще принять, чтобы ранее принятые исполнялись? Но если механизма исполнения нет, то закон будет не просто неэффективен, но и появляется возможность его произвольного применения, а это очень опасная вещь, потому что все понимают: острие произвола может быть направлено против каждого".