- Подготовленный минприроды проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий" был принят Госдумой в первом чтении 7 октября 2011 года. После этого были установлены сроки внесения в него поправок, но сроки не были соблюдены и поправки вносятся до сих пор, - отметил эксперт. - Пока закон находится в портфеле Госдумы, он перерабатывается, минэкономразвития проводит его регулирующую оценку. Существует уже много редакций проекта, но работа над ним постоянно останавливается.
Проект закона предполагает разделение производственных объектов на четыре категории опасности воздействия на окружающую среду: экологически опасные объекты, объекты умеренного воздействия, незначительного воздействия и минимального. В законе нет четкого перечня объектов, которые оказывают минимальное воздействие, но к ним могут отнести бани, стадионы до 100 человек, парикмахерские, то есть те предприятия, которые подключены к системе центрального водоснабжения.
В соответствии с законопроектом всем экологически опасным объектам нужно будет получать комплексное разрешение на работу. Объектам умеренного воздействия будут давать декларацию о воздействии на окружающую среду. Комплексное разрешение и декларация выдаются сроком на 7 лет. К ним будут прилагаться нормативы допустимых выбросов и сбросов, а также программа учета производственного контроля. Объекты незначительного воздействия должны будут предоставлять отчетность в уведомительном порядке. В отношении объектов минимального воздействия государственное регулирование в области охраны окружающей среды применяться не будет.
- К сожалению, в закон внесен только четкий перечень опасных объектов, все остальные в соответствии с проектом постановления правительства должны быть урегулированы в подзаконных актах, - подчеркнул он.
По словам Дмитрия Мишукова, система нормирования в законе не сильно отличается от существующей сегодня, однако в ней появятся технические показатели наилучших доступных технологий (НДТ). Те компании, которые подпадут под область применения НДТ, должны будут соответствовать нормативам. Также будет установлен переходный период для того, чтобы это осуществить. Технические нормы пока дорабатываются. Кроме того, планируется разработать перечень мероприятий для перехода на НДТ, в котором будут указаны конкретные сроки.
- Министерство природных ресурсов и экологии РФ выступает за скорейшее принятие законопроекта, приводя в пример Евросоюз, где подобный закон уже принят. Но стоит отметить, что срок реализации европейского закона 12 лет, в то время как у нас реализация НДТ должна занять не более 7 лет, - добавил Дмитрий Мишуков. - Представители предприятий пока не понимают, как реализовывать законопроект без четких показателей, которых нужно достичь. Кроме того, сложно найти необходимое количество средств и оборотов, чтобы быстро перевести всю страну на НДТ.
Стимулировать переход на НДТ решено следующим образом. Если предприятие превышает установленную норму выбросов и сбросов, то к нему применяется повышенный коэффициент платы за негативное воздействие. Самый большой коэффициент будет применяться с 1 января 2021 года, он будет равен 100.
- НДТ предусматривает постепенное снижение выбросов и сбросов. Если на каком-то этапе не будет соблюдена норма перехода на НДТ, то вся плата предприятия будет пересчитываться с коэффициентом 100, - пояснил Дмитрий Мишуков.
Также нарекания вызывает норма законопроекта, в соответствии с которой источники сбросов и выбросов должны быть оборудованы автоматическими средствами измерения (АСИ) и учета объемов выбросов и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами передачи информации в единую систему госэкомониторинга. Перечень контролируемых веществ и источников, подлежащих оснащению АСИ, будет определяться правительством. Требования к самим датчикам будут установлены законодательством о техническом регулировании. По мнению эксперта, такие введения могут стать поводом для внеплановых проверок:
- Сроков вступления в силу этой нормы пока не установлено, но если закон будет принят, то с 1 января 2013 года предприятиям нужно будет начать процесс оснащения источников системами контроля.
По мнению руководителя юридического отдела АКГ "МЭФ-Аудит" Ивана Чемичева, законопроект, который бы стимулировал переход предприятий на экологические технологии работы, необходим.
- Это хорошая инициатива. Однако вступление в силу законопроекта может создать предприятиям дополнительную нагрузку. Далеко не все готовы осуществить переход на НДТ в такой короткий срок. Кроме того, потребуются большие финансовые вложения. Государство должно в свою очередь поддержать предпринимателей и создать им положительные драйверы для перехода, к примеру, в виде налоговых льгот, - считает аналитик.
Минэкономразвития, проведя оценку регулирующего воздействия, негативно оценило документ. Как отмечается в докладе министерства, законопроект содержит положения, несущие риски введения избыточных административных ограничений и обязанностей в отношении предпринимателей, способствующие возникновению необоснованных расходов на всех уровнях бюджетной системы, а также риски недостижения заявленных целей регулирования.