Для контроля за исполнением карт планируется проводить мониторинг на двух уровнях, рассказал генеральный директор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин. На правительственном уровне ежемесячно будет контролироваться, что происходит в ведомствах, отвечающих за те или иные пункты "дорожных карт". Таким образом, у бизнеса будет месяц на то, чтобы оценить документы, которые разрабатывают ведомства, и внести свои предложения. Второй уровень мониторинга - в рамках экономического совета при президенте. "Я думаю, этот мониторинг будет ежеквартальный, мы будем докладывать президенту о том, как реализуются поставленные им задачи. Ключевая задача - чтобы выполнено было все. Может быть, что-то будет продвигаться медленно, но главное, чтобы это было реализовано",- отметил Никитин.
Недавно президент подписал указ о ключевых показателях эффективности (KPI) федеральных и региональных органов власти, по которым и будет вестись мониторинг. "Это будет непросто, потому что многие задачи не укладываются в одно ведомство. Например, если мы говорим о прохождении груза, это не только таможня, но и порты, и логистика, и санитарный контроль. Мы должны подумать о том, как это все будет работать. Вместе с мин экономразвития, я думаю, к концу году мы представим свои предложения по KPI",- добавил глава АСИ.
Замминистра экономического развития РФ Сергей Беляков обратил внимание на то, что, когда дискуссия идет об условиях ведения бизнеса в стране, чиновников всегда критикуют не за качество законов, а за то, как они реализуются на практике. Раньше, по его словам, диалог власти и бизнеса был, но результатов этого диалога не было. Бизнес говорил о проблемах, его слушали, но не слышали. В результате проекта "Национальная предпринимательская инициатива" барьер между бизнесом и чиновниками, по мнению Белякова, удалось если не снять, то, по крайней мере, сильно нивелировать. "Сейчас у нас уже нет возможности не слышать бизнес. Этот эффект трудно переоценить. НПИ стала приоритетом не только для отдельных ведомств, но и для правительства в целом. Те предложения "дорожных карт", которые уже реализуются, - это планы работы министерств. Мы пишем законы и подзаконные акты, направленные на достижение конкретных целей. Задача не просто написать закон и поставить точку, а внести изменения и проконтролировать, чтобы эти изменения способствовали достижению необходимого нам эффекта",- подчеркнул замминистра. По его словам, это определенный вызов для чиновников, потому что они "привыкли отчитываться действиями, а не результатами".
По мнению предпринимателей, сопротивление со стороны чиновников - это главный риск для реализации "дорожных карт". Как считает президент "Деловой России" Александр Галушка, за редким исключением, большинство ведомств ничего не хотят менять, у чиновников нет заинтересованности и умения управлять развитием. Они говорят, что у них сложилась стройная система - все работает, никаких проблем нет. Сергей Беляков возразил, что идеализировать чиновников не стоит, но и демонизировать тоже. По его словам, чиновники также заинтересованы в изменениях, просто когда пишутся "дорожные карты", там предусмотрены одни изменения, а когда начинается реализация конкретных предложений, приходится учитывать множество факторов. Например, закон должен не противоречить уже действующим.
Предпринимателей также настораживает отсутствие в базовых документах "дорожных карт" малого бизнеса. По мнению президента "ОПОРЫ России" Сергея Борисова, это стратегическая ошибка. Он привел данные Росстата, согласно которым в России сегодня насчитывается более полутора миллионов микро- и малых предприятий и более 4 миллионов индивидуальных предпринимателей. Кроме того, по словам Борисова, непонятно, как происходит формирование экспертных советов и рабочих групп "Национальной предпринимательской инициативы". Он призвал АСИ использовать инициативы действующих бизнес-союзов и те программы по улучшению инвестиционного климата, условиям ведения бизнеса, которые раньше разрабатывались "ОПОРОЙ", "Деловой Россией", ТПП РФ и другими бизнес-объединениями.
По мнению Александра Галушки, есть несколько ключевых факторов успеха дальнейшего развития НПИ, один из которых - это объективная необходимость кардинального улучшения инвестиционного климата. "Реалии таковы, что темпы роста нашей экономики замедляются, даже несмотря на высокие цены на нефть. Ключевая ставка - на несырьевой сектор и диверсификацию, поддержку малого и среднего бизнеса. А такая экономика не растет, если не созданы благоприятные и конкурентные условия для инвестирования и ведения бизнеса",- сказал он. Кроме того, для успеха "карт" важна политическая поддержка высшего руководства страны.