"Без гражданской активности, без качественного взаимодействия с общественными гражданскими инициативами сделать систему госуправления более совершенной невозможно, - подчеркнул министр по вопросам "Открытого правительства" Михаил Абызов. - Поэтому программе по поддержке социально ориентированных НКО на федеральном уровне уделяется повышенное внимание".
Министр напомнил, что программа была в первый раз принята в 2010 году, в 2011-м начала реализовываться. Региональные органы исполнительной власти, которые активно развивают и поддерживают социально ориентированные НКО, могут получить значительные субсидии из федерального бюджета. Абызов подчеркнул, что в трехлетнем бюджете эта строка расходов осталась без изменений. "Приняли непростое решение в рамках напряженного бюджета - эта программа будет сохранена, - сообщил он. - Федеральное правительство предусмотрело в бюджете на три года сохранение финансирования программы субсидий региональных подпрограмм по финансированию НКО".
Стоит отметить, что регионы очень интенсивно реагируют на федеральную инициативу. В 2010 году только 7 регионов России имели свои программы поддержки СО НКО, в 2012 году практика получила распространение в 57 субъектах.
Артем Шадрин, которого аттестовали как "представителя заказчика", рассказал о принципиально новом документе - дорожной карте развития социально ориентированных НКО, которая будет разработана до конца года и рассмотрена "Открытым правительством" уже в декабре.
В докладе министра отмечается, что сегодня работа государства с НКО оценивается достаточно низко - в рейтинге European Foundation Center в России в 2011 году зафиксирован самый низкий уровень по занятым в негосударственном некоммерческом секторе и участию граждан в добровольческой деятельности по сравнению с экономически развитыми странами. В рейтинге World Giving Index мы уверенно занимаем 130-е место по уровню благотворительности. Доля добровольцев в некоммерческом секторе в России в 16 раз ниже, чем, например, в Новой Зеландии, а объем частных пожертвований в % к ВВП в 10 раз меньше, чем в Колумбии, и в 20 раз меньше, чем в Танзании.
Доклад, который Шадрин представил на конференции, обрисовал также потенциал и перспективы, которые Россия имеет в случае развития некоммерческого сектора. Сегодня вклад труда добровольцев оценивается примерно в 14,5 млрд рублей, но если их работе будет дан системный толчок, их потенциал возрастет в десятки раз - до 200 млрд. Объем благотворительных пожертвований при корректном стимулировании может составить 300 млрд против сегодняшних 45 млрд.
Для достижения этих амбициозных целей Шадрин предложил пакет мер, которые, по сути, и стали "дорожной картой" СО НКО. Расширению масштабов благотворительной деятельности могут способствовать налоговые льготы при финансировании некоммерческих организаций. Сами НКО также могут получить налоговую поддержку. Еще одним эффективным стимулом может стать увеличение объемов поддержки НКО на федеральном уровне. В рамках этой меры некоммерческие организации могут получить льготы при аренде недвижимости и получении кредитов. Кроме того, их смогут привлекать к выполнению государственных и муниципальных услуг.
Законодательной корректировке подвергнутся ФЗ "О бухгалтерском учете" и законодательство о целевом капитале НКО. В результате руководители НКО смогут самостоятельно вести бухгалтерский учет, а благотворительные фонды получат право на пожертвования в пользу НКО.
Также министр предложил разработать пакет ведомственных программ поддержки СО НКО, в которых будут задействованы большинство министерств.
Финальным аккордом в культивировании НКО должен стать пакет поправок в законы, регулирующих систему общественного контроля.
По версии Минэкономразвития, после утверждения этой дорожной карты "Открытым правительством" документ перейдет рабочей группе по поддержке развития НКО, в которую, кроме собственно специалистов МЭР, войдут эксперты правительства, Общественной палаты, РСПП и "Деловой России". Затем этап исполнения начнется в регионах.