Юрий Богомолов: Наше ТВ раздваивается на темное дневное и светлое ночное

С мудрыми изречениями не поспоришь. Например, вот с этим: "Весь мир - театр, и люди в нем - актеры". Но их волей-неволей приходится конкретизировать: какой театр - репертуарный, или - антрепризный? Что за актеры - народные, или - всего лишь заслуженные?

***

Приходит миловидная блондинка на программу "Давай поженимся" в надежде выйти замуж, а ее ведущая огорошивает: "Знаем: у вас был выкидыш". Невеста слегка прослезилась и забеспокоилась. Гузеева ее успокоила: "Нет-нет, тушь не потекла".

..."Выкидышей" и в телеэфире (то есть сырых и просто недоношенных "пилотов") в начале сезона довольно. И понятно, почему. Ведь это работа в тестовом режиме с вопросом на засыпку к его величеству Рейтингу: как пойдет? А также - к критикам: ну, и что вы скажете?

Особо говорить уже нечего ни о "Да ладно", ни об "Абракадабре", ни о "Метле". Говорить нечего, хотя бы потому, что о них исчерпывающе сказали сами заглавия шоу. Они как микрорецензии. Или как судебные вердикты.

О самом, видимо, рейтинговом "выкидыше" этого сезона - малаховском "Сегодня вечером" - я уже написал в предыдущей колонке. Это - дочернее предприятие фирмы "Пусть говорят". Неделю назад Малахов не сполна насладился смакованием старости больной Марии Пахоменко, так он продолжил "банкет" в минувшую субботу в честь Татьяны Самойловой.

Оба шоу - дурной театр с дурно играющими артистами.

...Всю неделю ждал встречи с "театром" им. Александра Гордона, где должны были согласно телепрограмме давать спектакль "Закрытый показ", в рамках коего предполагался сеанс фильма Любови Аркус "Антон тут рядом". Его не дали по каким-то, надеюсь, техническим причинам. Впрочем, телезрителям Первый канал ничего так и не объяснил.

***

Заметив соринку в чужом глазу, хочу вынуть бревно из собственного. В прошлой колонке я лицемерно огорчился по поводу отсутствия в эфире народной программы "Луч света". То была с моей стороны больше, чем ошибка; то было преступление, за что приношу своим читателям и каналу НТВ извинения.

В порядке же наказания заставил себя посмотреть очередной выпуск "Луча". Он показался мне особенно пронзительным. Любознательную Свету из Иванова запустили вместе со съемочной группой НТВ в выставочный павильон Винного завода. Свете, которой практически все нравится в этой жизни, авангардное искусство не показалось. Зато ей понравился народный поэт-песенник Илья Резник, слегший с сердечным приступом после посвященной ему и его частной жизни двухсерийной программы-разборки Андрея Малахова. Она посочувствовала больному. Больной заверил, что он этого так не оставит и подаст в суд на программу.

Может, уже подал?.. Может, они уже помирились?..

Милые, славные шоумены бранятся - только тешатся. Нам на потеху.

***

Наше ТВ неуловимо напоминает историю, рассказанную Льюисом Стивенсоном про доктора Джекила и мистера Хайда. Известная история раздвоения человека на дневного респектабельного господина и ночного злодея с переменой времени суток. У нас дневной эфир переполнен глупостью и криминалом, а ближе к ночи он облагораживается качественными фильмами и просветительскими передачами. В их ряду хотелось бы выделить интересную работу на Первом канале "Без свидетелей", но с хорошими актерами - Ксенией Кутеповой, Дарьей Мороз, Андреем Ильиным и др., с тщательной режиссерской работой Бориса Хлебникова и Ильи Малкина. Но это все на ночь глядя, а в дневное время и вечерний прайм на смену милому доктору Джекилу является малоприятный господин Хайд со своим набором кошмарных зрелищ и персонажей.

Все это было бы совсем скверно, если бы не телеканал "Культура" с его новорожденными выпусками известных программ, с повторами памятных передач. И все это с утра до позднего вечера.

Минувшая неделя выдалась особенно насыщенной для интеллигентной публики. Днем программы и фильмы памяти незабвенного Петра Наумовича Фоменко: телеспектакли "Гробовщик", "Выстрел", "Детство. Отрочество. Юность", сериал "На всю оставшуюся жизнь". К вечеру - добрые знакомые: Александр Архангельский с разговорами "за книжную культуру" и об издательских проблемах. На следующий день - замечательная программа "Власть факта" Сергея Медведева с разговором "за историю" двух авторитетнейших ученых Андрея Зорина и Юрия Пивоварова. Затем придуманная Игорем Волгиным литературная "Игра в бисер" по мотивам "Медного всадника".

Еще - "Белая студия" с Анатолием Лысенко.

А главное украшение этой и, видимо, будущей недели - новый цикл Анатолия Смелянского - "Мхатчики". Посвящен ли он Михаилу Булгакову или Михаилу Чехову - это почти всегда выход на современность. А в новом цикле история почти догнала современность - это рассказ о МХАТе времен Олега Ефремова. То есть рассказ о современности, на наших глазах преобразившейся в историю. Это сложно - увидеть реальность, которая еще не скрылась за горизонтом как некое художественно-историческое целое. Последняя глава повествования посвящена, насколько я уже знаю, Евгению Евстигнееву.