Сюжет взят прямо из жизни: бывший военный офицер в 40 лет возвращается в село трудиться на земле, но ему ставят различные препоны. А когда он отказывается принимать условия "земельной" мафии, расправляются с его женой, начинают угрожать жизни детей.
Съемки ведутся в степях Азовского, Матвеево-Курганского района, Таганроге. Длинная солнечная донская осень благоприятствует съемкам. Труппа, раскинувшая свой палаточный лагерь под поселком Овощным, почти довольна, если бы не комары, пробирающие даже днем, под ярким солнцем.
Рабочий момент съемок: по пустынной дороге среди полей, выжженных жарой, летит красный "Опель". Вдруг он соскальзывает с дороги, вылетает на обочину и, подняв облако пыли, едва не переворачивается. Машину, как выяснится позже, вела очаровательная блондинка Марина в туфельках на десятисантиметровых каблуках. По счастливой случайности, навстречу едет в своем джипе спаситель, главный герой картины, которого играет Андрей Чернышов, современный фермер, ведущий борьбу со всем криминогенным укладом патриархального, казалось бы, села.
Режиссер Виктор Мережко, седовласый, подтянутый, сосредоточенный, сидит в своей кибитке за двумя мониторами, внимательно следит за игрой актеров. Он расшифровывает подоплеку сцены:
Виктор Мережко: Эта авария, которой чудом удалось избежать, - вовсе не случайность, а подстроенная мафиозными структурами "подстава". Таким образом, Марине нужно втереться в доверие фермера и в его семью.
Виктор Иванович, почему вы вдруг обратились к этой теме о жизни на селе? Почти что производственной. Разве соберет она много зрителей?
Виктор Мережко: Тема не производственная и даже не сельскохозяйственная. Она человеческая. Это история о том, как хозяин своей земли отстаивает право жить на этой земле и работать. У него овцы, коровы, лошади, арбузы, подсолнух, огурцы, помидоры, лук, капуста - то есть он богатый человек. Это богатство хотят забрать мафиозные структуры - власти, полиция, бандиты, налоговики. Некий теневой хозяин края - его играет Олег Басилашвили - возглавляет жизнь города и области, на все ключевые посты он расставил своих людей, и его задача - загрести под себя самые богатые хозяйства области, укрепив свою власть. Конца и края этому, как правило, нет.
Говорили, в этом фильме вы проводите параллель с трагедией в станице Кущевской?
Виктор Мережко: В кубанской станице тоже много лет шла такая же борьба криминальной власти и слабого, незащищенного народа. Правда, в фильме у нас нет ни резни, ни крови. Это обычная ситуация в нашей стране. Приступая к съемкам, я много общался с местными фермерами. Узнав, о чем фильм, они в один голос говорили мне: "Так это же про нас! Нас тоже постоянно прессингуют. Если мы не разносим по кабинетам дань, нас просто разоряют". Я был у азовского фермера Алексея В. Он рассказывал, как трудно добиться помощи от чиновников, как во всем приходится полагаться только на себя самого.
Но люди устали от проблем в повседневной жизни. Неужели вы думаете, они, приходя домой после тяжелого рабочего дня, снова будут смотреть про то, как несправедлива жизнь?
Виктор Мережко: Сколько можно уходить от проблем? Да, в нашей истории они есть, но есть и разрешение этих проблем. Человек должен бороться за себя. Если он опускает руки, не отстаивает свою честь и достоинство, то он не победит никогда. Россия все равно сильная крестьянская страна. Основой ее всегда были хутора. Маленькие поселения, а вокруг много земли, плодородной и богатой. Особенно это видно в Ростовской области, на Кубани, в Ставрополье. Щедрые нивы, все ухоженные, рядом с которыми богатеют сами хутора. В средней полосе не так: очевидно, как вымирают целые деревни, пропадает земля. Поэтому я решил снимать здесь: степи, поля, красиво, погода замечательная. Конечно, сыграло роль и то, что в Ростовской области мои корни. От зова земли, на которой родился, никуда не деться. Работаем под Таганрогом, под Азовом, Матвеевым Курганом. Кстати, нам очень помогают власти, начиная от губернатора до глав районных администраций, все наши пожелания сразу исполняются, за что обязательно передайте им большое спасибо. Так вот, я думаю, новое фермерство - именно тот класс, который снова поднимется и возродит страну.
Поэтому, верно, ваш герой столь брутален, ни дать ни взять герой голливудских боевиков. Вместо трактора и стеренькой "Нивы" - японский джип, вместо образа деревенского работяги - стальной взгляд, жесткий подбородок. И ходит в жару в стильном плаще-пыльнике.
Виктор Мережко: Да, мы специально создали такой образ, очень долго, в течение нескольких месяцев, мучительно искали главного героя. Он офицер, полковник в отставке, а не крестьянин в лаптях. Нужна была мощная, харизматичная фигура. Нашей стране нужен герой, который может постоять за себя, защитить своих детей. В настоящей жизни есть такие герои. Я прочитал в одном издании, не помню, каком, историю одного фермера. Она была изложена в виде дневника, подробнейшим образом. Когда я прочитал ее, был потрясен не только фактами, о которых писал неведомый фермер, но еще болезненностью изложения. Человек не писал - он орал, взывал о помощи. Я понял, что если один человек орет, то, значит, орет очень много людей, которые просят помочь им. Тут в это время случились события в Кущевской. И не написать об этом я уже не мог.
Погибли дети, погибли невинные люди. Нормальные, способные люди не могут встать на ноги. Почему жизнь так несправедлива?
Виктор Мережко: Жизнь несправедлива к слабым, к тем, кто опускает руки. Общество диктует жесткие условия, выдвигает такие требования к людям, что неспособные бороться погибают. Но те, кто хочет добиться своего, побеждают. Человек обязательно должен быть героем. Тогда он выживает.
А вы сами попадали в такие ситуации?
Виктор Мережко: И много раз. Когда три года в Москве после окончания ГИТИСа скитался по нелегальным съемным квартирам: ни московской прописки, ни жилья, даже без паспорта. Однажды меня арестовали и я сбежал из отделения милиции, забыв о нем. Но выкарабкался, добился успеха. А потом была потеря жены, необходимость самому воспитывать двоих детей-подростков.
Ваш первый, еще короткометражный, фильм "Зареченские женихи" был поставлен в 1967 году… Вам, наверное, лучше видно, и вы уже можете судить, как отличается герой 70-х, 90-х годов и нынешних времен?
Виктор Мережко: На это ярко отвечает кинематограф. Семидесятые - это человек, который верит в завтрашний день, и потому эти фильмы, несмотря на все мелочи неустроенного социалистического быта, все равно легки и оптимистичны. Их посмотришь - и остается чувство радостного удовлетворения. Восьмидесятые - это "Полеты во сне и наяву", разложение личности, воли. Девяностые - беспредел, "бумеры" и братки. А сегодняшнее время я бы охарактеризовал так: мы живем во что бы то ни было, несмотря ни на что.
И что остается после этих фильмов?
Виктор Мережко: Я бы сказал - растерянность. По сути, в большинстве своем в них продолжается демонстрация грязи, разложения, отчаяния, нищеты и забитости людей. Хотя это не совсем так, ибо общество, пусть и медленно, но выздоравливает. И на это нельзя не обращать внимание. Это проявляется в том, что люди все чаще приходят к решению заняться реальным делом, желанию участвовать в активной социальной и политической жизни, короче, бороться за свое право жить.
Во всех ваших фильмах, какие бы высокие и острые темы вы ни поднимали, главной остается тема взаимоотношений человека с обществом и человека с человеком. Все ваши фильмы можно смотреть и пересматривать бесконечно, ведь они все равно о любви. Наверное, вы точно знаете, есть ли любовь на свете?
Виктор Мережко: Любовь - это энергетика. Можно даже сказать, болезнь и вампиризм. Ведь не зря после расставания люди идут порой на крайний шаг, вплоть до расставания с жизнью. Поэтому любовь, конечно, есть. В самом чудовищном и беспощадном смысле. Люди страдают, вешаются, умирают от тоски и оттого, что расстались. Это любовь, восхитительное и крайне ответственное и опасное чувство. Иногда, когда я пишу сценарий, мне кажется, что я женщин понимаю. Потом выясняется, что в жизни ничего я не понимаю. Более коварного, непредсказуемого, гнусного создания, чем женщина, не найти. Но и более прекрасного - тоже. Если бы я точно узнал разгадку женской тайны, тогда бы уже не было смысла жить.
У вас очень высокая производительность. "Хуторянин" стал 62-м сценарием. Над чем, кроме "Хуторянина", работаете сейчас?
Виктор Мережко: Я написал с сыном Иваном сценарий "Царевна Лягушкина". Для Ивана это уже вторая картина. Мы переделали сказку о Царевне-лягушке на современный лад. Сейчас картина готовится к запуску.
…А в это время на съемочной площадке главный герой в очередной раз вытаскивает Марину из красного "опеля", после чего объявляется перерыв на обед. Мэтр Мережко почти не ест. Утром ему достаточно стакана воды и меда. На обед - порции "Активии", шоколадки и минеральной воды. И он, как обычно, направляется в свой домик поспать. Ровно через 40 минут он проснется и скажет: "Мотор, поехали!" Это его привычка, выработанная годами.
Справка "РГ"
Фильмография Виктора Мережко: "Трын-трава", "Трясина", "Родня", "Вас ожидает гражданка Никанорова", "Прости", "Полеты во сне и наяву", "Одинокая женщина желает познакомиться", "Уходя - уходи", "Собачий пир", "Рэкет", "Курочка Ряба", "Под небом голубым", "Три женщины и мужчина", "Лиса Алиса", "Кавказская рулетка", "Крот", "Провинциалы", "Сонька Золотая Ручка", "Сонька. Продолжение легенды".
За кинокартину "Полеты во сне и наяву" в 1980 году Виктор Мережко был удостоен Государственной премии СССР.