Вера для каждого человека прежде всего - личная тема. Например, я не принадлежу ни к какой религии, вообще, считаю различия между ними такими же "вторичными", как различия между языками. В конце концов на всех языках описывается один Мир, а все религии так или иначе тянутся к Богу. Ни одна "религиозная метафора" не кажется мне точной, исчерпывающей Тайну - да это и по определению едва ли возможно, на то и Тайна. Но все это вопросы слишком тонкие, чтоб обсуждать в газете.
Совсем другое дело - отношение к религиозным организациям как общественным институтам.
Сейчас совпали - словесные баталии вокруг "пусек" в нашей стране и кровавые сражения по поводу "Невинности мусульман"; разговоры о "клерикализации власти" в России и о "гонениях на Православие"; призывы создать "православные дружины" и проекты закона об уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих.
Первое (а может, и последнее), что здесь невольно хочется сказать : давайте жить дружно !
Но утопичность этой идеи легко понять, посмотрев, что творится вокруг. Да, все на Западе считают "фильм" про Ислам - отвратной пачкотней (да и был ли сам "фильм" ?), но : "нам глубоко чуждо это "произведение", но мы готовы отдать жизнь за право автора творить свободно" ! И свободно-безнаказанно оскорблять миллиард мусульман ? Что ж, печально, но это - издержки Свободы. Издержки неприятны, но Свобода слова - символ веры и самоидентификации нашего мира, не отдадим ! А вы, мусульмане, - тоже можете свободно говорить в ответ что хотите. Но рукам воли не давать !
А мусульмане отвечают : мы вашу свободу слова не отрицаем, но вот от Аллаха держите свои языки подальше ! Это - символ веры и самоидентификации нашего мира, не отдадим! Для вас слово - это слово, на него надо отвечать словами. А для нас слово, если речь идет об Аллахе, - это дело, на него мы ответим делами!
Буря понемногу уляжется - ну, не будет же тут мировая война! И все останутся при своих: Запад - Западом, Восток - Востоком, ров между ними - рвом.
Наша "резко континентальная Евразия" находится между западным и восточным полюсом - не только геополитически, но и психологически. У нас не доминирует ни "агрессивный модерн" (США, ЕС), ни "агрессивный консерватизм" (фундаменталистские режимы). Большинство наших граждан возмущаются - и диким "фильмом", и дикой реакцией на него. Свобода слова для них имеет границы - чем "ради самовыражения" провоцировать миллионы людей, лучше прикусить (или заставить прикусить) язык. С другой стороны, отвечать убийствами и насилием на любой фильм, с точки зрения российских граждан, - не просто безумие, но и очевидное преступление, за которое, конечно же, надо судить. И видя эти религиозные войны, понимаешь ясно: нет у нас "клерикального общества" и государства. Да, консервативные настроения в стране доминируют. Но при этом мы несопоставимо ближе к секулярной Европе, чем к фундаменталистской Азии.
"Насыщение религией" в России сегодня близко к естественному пределу. Совершенно очевидно, что никто и ничто не мешает людям справлять любые религиозные обряды, учить детей основам любой религии и т.д. А вот дальнейшее агрессивное миссионерство, тем более связанное с прямым давлением, вызывает только отторжение, действие рождает противодействие. Далее, очевидно, что подавляющее большинство граждан не испытывает ни малейшего сочувствия к "пусям" (хоть те и сидят) и их агрессивно-эпатажным защитникам, единомышленникам. Так что не зря "пуси" убоялись суда присяжных ...
Но и чересчур активная борьба (тем более кулачная) против "кощунов" совершенно не вдохновляет людей, "ярость благородная" против "врагов Православия" отнюдь не "вскипает как волна". Обычные люди не видят никаких "гонений на Церковь", совсем наоборот: видят режим наибольшего благоприятствования для нее. Резкая критика патриарха в СМИ их раздражает, но никакого священного гнева опять же не вызывает.
Главное же в том, что Церковь воинствующая, "не мир, но меч", не близка настроениям большинства людей. Напряжения борьбы им по жизни и без Церкви хватает.
В РПЦ ищут (кроме ритуалов и чудес) - мира, благости, если угодно, - терапии добротой. Дело не в точном тексте заповедей Христа, которые едва ли многие прихожане знают наизусть, а в духе христианского Учения. Бог есть любовь. Каждый на свой лад, но люди это чувствуют, это и ищут в Церкви - и потому, что они люди христианской культуры, и просто потому, что они, в общем, как говорится, "хорошие люди", как минимум, нормальные. "Будь добрей - и народ к тебе потянется". Вера добрая, а не злая. В той мере, в какой РПЦ соответствует этим ожиданиям, "чувства добрые" пробуждает и "милость к падшим призывает" - ее авторитет растет. А вечный поиск "врагов Веры и Отечества" для "священной войны", разжигание страстей, когда религия становится "продолжением политической и идеологической борьбы другими средствами", едва ли укрепляет Церковь. "Единство, - возвестил оракул наших дней, - / Быть может, спаяно железом лишь и кровью..."/ Но мы попробуем спаять его любовью, - / А там увидим, что прочней ..." (Тютчев). Для христианина тут вопроса нет : ведь Христианство и есть ответ "что прочней".
Почему я берусь об этом судить ? Проводил соцопросы ? Какие, где ? Очень просто : с людьми разговаривал. С разными. Возможно, так не думает "арифметическое большинство". Но то, что так думает и чувствует очень много людей, - очевидно.