Изучать все тонкости спорных вопросов наш комитет начал еще в прошлом году. И к настоящему моменту Госдума предложила ряд законодательных поправок по совершенствованию положений действующего закона. В качестве наиболее важных направлений упомяну инициативы об отмене запрета на установку индивидуального системного отопления. Напомню, что законопроект в том числе предлагает обязательный переход на долговременный, не менее трех лет, тариф теплоснабжения и электроэнергетики с компенсацией из бюджета всех уровней доходов со снабжающих организаций и недополученных от мер по сдерживанию роста тарифов.
Также предлагается установить повышенные тарифы по решению референдумов граждан, проводимых в отдельных муниципалитетах. Однако данный законопроект вызывает много возражений. В первую очередь у Федеральной службы по тарифам, и ко второму чтению он будет существенно переработан.
При рассмотрении этих правовых инициатив наглядно встал вопрос о том, что в российском законодательстве принципиально разные положения в электроэнергетике и в теплоснабжении. А также в регулировании коммунального комплекса. Не секрет, что оказались разорванными между собой единый комплекс городского энергетического хозяйства, комбинированный объем энергетической и тепловой энергии, городские электрические и теплоснабжающие компании, которые действуют еще с советского времени. Напомню, что при строительстве новых больших городов строились теплоэлектростанции, вырабатывающие одновременно электроэнергию и тепло как для градообразующих предприятий, так и для жилых поселков. Прогресс идет вперед: с появлением технологий малой распределенной энергетики стали четко просматриваться недостатки российской модели электроснабжения и теплоснабжения.
К таким недостаткам относится низкое качество электроснабжения потребителей, высокая частота аварийных отключений, высокая степень износа электрогенерирующего оборудования. Большие объемы выбросов и тепла. Необоснованно высокие цены на электроэнергию и тарифы для потребителей, порождаемые многими факторами. Во-первых, высокими потерями в энергетических сетях. Во-вторых, низкой топливной эффективностью от электрогенерирующих установок. В этой связи актуальность малой распределенной энергетики просматривается в обеспечении стабильного энергоснабжения потребителей для централизованных зон энергоснабжения, которые составляют более двух третей территории страны. А также в районах развитых территорий России.
Поэтому решением правительственной комиссии по высоким технологиям и новациям от 1 апреля 2011 года разработана технологическая платформа малой распределенной энергетики. Целью платформы является структурная перестройка российской энергетики, переход от жестко централизованной системы с крупными источниками регенерации к разнообразию типов и форм в соответствии с особенностями конкретных потребителей и конкретных локальных условий развития. По состоянию на 1 сентября текущего года к данной платформе присоединилось 168 организаций-участников, внедряющих технологию малой распределенной энергетики, и производителей.
Однако следует понимать, что для реализации этой платформы необходима коррекция законодательной базы в электроэнергетике и теплоснабжении. И дальнейшую реализацию положения закона об энергосбережении необходимо проводить с учетом развития нормативной базы теплоснабжения.
Так, в новых законодательных инициативах предусматривается на первом этапе замена обязательного энергетического обследования многоквартирного дома подачей энергетической декларации. Также в них отражена взаимосвязь законодательства о теплоснабжении и об энергосбережении, а именно положение о формировании топливно-энергетических балансов субъектов России и муниципальных образований.
Из федерального закона о теплоснабжении предлагается перенести в федеральный закон об энергосбережении. Тем не менее мы еще очень далеки от завершения разработки законодательно-нормативной базы в области теплоснабжения в частности и в коммунальной энергетике в целом.
Здесь еще много нерешенных вопросов по части энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Напомню, принятый в конце 2009 года ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" содержит ряд конкретных сроков реализации его положений. Но практическое осуществление уже первого по срокам положения закона - составления региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (лето 2010 года) - прошло в отсутствие необходимых нормативных актов. В частности, требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения.
Поэтому сегодня необходимо обратить внимание на совершенствование и этого закона. Особенно в части минимизации существенных бюрократических сложностей, налоговых и бюджетных рисков, связанных с возвратом полученной экономии в результате реализации энергосервисных контрактов. Необходимо также дифференцировать требования к проведению энергетического обследования в зависимости от категории объекта и объема потребления энергетических ресурсов. То есть введения института энергетических деклараций для организаций с незначительным или нулевым энергопотреблением.
Стоит ввести системы аттестации для энергоаудиторов в связи с низкой профессиональной подготовленностью значительной части лиц, проводящих энергетическое обследование. И низким уровнем ответственности саморегулируемых организаций в области энергетического обследования за качество работы своих членов. Кроме того, целесообразно создать механизм стимулирования рационального применения результатов энергетических обследований для дальнейшей разработки программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Это касается и развития в стране рынка возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Нравится это кому-либо или нет, но с учетом больших территорий и климатических особенностей России нам пока слишком накладно внедрять повсеместно ветроэнергетику и солнечную энергетику. Однако большой потенциал имеет биоэнергетика - торф, биодизель, сжигание древесных опилок и т.д. Нам предстоит огромная работа в этих направлениях, ровно как и по усовершенствованию функционирования рынка традиционной энергетики.