Депутаты аргументировали необходимость поправки тем, что льготники зачастую передают свою соцкарту родственникам, которые незаконно пользуются бесплатным проездом в метро и наземном транспорте. Только в метрополитене в результате регулярных рейдов каждый месяц изымается в среднем по 150 чужих социальных карт. В таких случаях "зайца" штрафуют, а сам льготный документ вместе с протоколом об изъятии отправляют в Московский социальный регистр. Там его регистрируют и посылают в районное управление соцзащиты - по месту жительства владельца карты. Самая большая неприятность, которая его ожидает, - это беседа с соцработником. Тот напомнит о памятке, где написано, что передача льготного документа посторонним гражданам запрещена.
А вот в Подмосковье поступают жестче: у владельца социальной карты, передавшего ее родственнику или постороннему лицу для использования в транспорте, отберут льготный документ. Выдавать ли его повторно, решает специальная комиссия.
По словам руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максима Ликсутова, до сих пор проход по чужой карте квалифицировался как безбилетный проезд, штраф за который составляет 1000 рублей. Между тем, по мнению чиновника, эта правонарушение серьезнее безбилетного проезда, поскольку каждый такой льготный проезд город компенсирует перевозчикам. С января по сентябрь в столичной подземке изъяли около 37 тысяч чужих социальных карт, выданных в Москве и области, и были случаи, когда по проездному, принадлежащему ветерану ВОВ, совершалось по 4-5 поездок в час пик.
Для того, чтобы любителей проехаться за чужой счет было проще ловить, планируется подключить в турникетах цветовую сигнализацию. Она изначально смонтирована на турникетах, по пока не работает. Условно говоря, при использовании льготной карты будет загораться лампочка определенного цвета.
В дальнейшем планируется, что аналогичный штраф будет применяться при использовании чужих социальных карт и на наземном пассажирском транспорт.
Между прочим, в метро за счет бюджета ездит 45 процентов пассажиров, и только 55 - платят за проезд сами. В наземном транспорте доля льготников еще больше - 55 процентов. По оценкам депутата Степана Орлова, закон может быть доработан и принят в оставшихся двух чтениях до конца октября.