"Ответственность госзаказчиков за результаты закупок сводится лишь к формальному соблюдению правил выбора поставщиков и подрядчиков", - говорится в материалах коллегии Счетной палаты. И отмечается, что законодательно не устранены недостатки системы госзакупок. Государственные и муниципальные заказчики по-прежнему продолжают размещать на официальном сайте госзакупок недостоверные сведения, чтобы спрятать лоты от потенциальных участников и госконтроля. Осталась практика объявлять торги на необоснованно короткие сроки поставки товаров и выполнения работ, с высокими размерами неустоек. Все это делается для того, чтобы отсечь от торгов неугодных участников.
Счетная палата отмечает еще, что законодательно не установлен порядок ассигнований, закупки делаются неравномерно, в основном во втором полугодии. Нет к тому же механизмов, которые позволяют отсечь от торгов поставщиков с очень низкими ценами, а зачастую демпинг приводит к тому, что контракт не исполняется.
В прошлую сессию депутаты приняли в первом чтении законопроект о федеральной контрактной системе, которая должна заменить нынешний порядок. Ко второму чтению документ будет готов примерно к ноябрю, полагает член Комитета ГД по экономической политике Игорь Игошин. Поступило огромное количество поправок, и их рассмотрение сейчас только начинается. "На мой взгляд, самые принципиальные поправки связаны с предоставлением преференций отечественным производителям. Бюджетные средства должны стимулировать производство в нашей стране", - заявил Игошин "РГ". Нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств во II квартале 2012 года Счетная палата оценила в 85,1 миллиарда рублей. С этой оценкой согласен руководитель дирекции Национальной ассоциации институтов закупок Сергей Габестро. "Вопрос в том, в состоянии ли ФКС решить проблему. Если эту систему будут выстраивать только чиновники, это бесперспективно", - заключает он.
У Федеральной антимонопольной службы свой взгляд на сложившуюся ситуацию с госзаказом. "За последние годы в связи с принятием и действием закона о госзакупках (94-ФЗ) ситуация изменилась кардинально и в лучшую сторону", - сообщил "РГ" начальник управления ФАС России по контролю за размещением государственного заказа Михаил Евраев. Впрочем, говорит он, "это не значит, что проблем больше нет, они есть и их еще много, и, конечно, их необходимо решать. Но мы должны понимать, что говорить о том, что проблем с нарушениями в области госзаказа у нас когда-нибудь вообще не будет - это то же самое, что говорить, что у нас не будет нарушений правил дорожного движения. Надо просто продолжать выстраивать полноценную конкурентную среду и повышать качество государственного заказа".