Эксперт: Общество не может прийти к единому мнению насчет рекламы лекарств

Уже около года активно обсуждается предложение запретить рекламу лекарственных средств и биологических добавок в средствах массовой информации. Депутаты Государственной Думы, общественные деятели, эксперты, да и простые обыватели высказывают полярные точки зрения по этому вопросу. Общество раскололось и не может найти однозначного ответа.

С одной стороны, неоднократно доказывалось, что, свободно рекламируя лекарственные препараты, рекламодатель снижает или вообще не указывает риски, побочные эффекты от применения средства. Ведь любые препараты имеют список противопоказаний и побочных явлений. С другой стороны, ВОЗ декларирует принципы ответственного самолечения. В России этот термин звучит несколько кощунственно: у нас нет ответственного самолечения, зато безответственное присутствует сплошь и рядом. Очевидно, что лекарства от простуды, головной боли или изжоги должны быть доступны без рецепта. Западные модели здравоохранения раздуты достаточным финансированием. Услуги врача там стоят дорого - общество готово платить им высокие заработные платы, строить современные медицинские центры, внедрять высокие технологии. Именно поэтому, руководствуясь принципом экономии бюджетов, западные модели здравоохранения внедряют концепцию ответственного самолечения для легких случаев. В США можно увидеть рекламу даже сильнодействующих лекарственных препаратов, включая наркотические, психотропные и их прекурсоры. Но эти препараты не купить без рецепта. Россияне смело идут в аптеку, не имея на руках рецепта врача. Наше население, в лучшем случае, имеет рекомендацию от врача в виде неформального клочка бумаги, в худшем - не имея даже устной рекомендации. Очень большая часть лекарств у нас в стране носит официально статус безрецептурных, но на самом деле таковыми не являются. Главное - надо побудить больного идти к врачу. Заранее слышу упреки в том, что это вызовет большие очереди в поликлиниках, что нашим врачам недостает компетентности, и т.д. Это, безусловно, так, но пока мы сами не станем обращать на недостатки в медицине внимание, сама система меняться не будет. Необходимо вызывать врача на дом, требовать уважительного к себе отношения на приеме в поликлинике, напоминать о необходимости выписать официальный рецепт, дабы иметь на руках документ, которым врач подтверждает свою ответственность за назначение. Ведь каждый из нас - налогоплательщик, и это мы оплачиваем работу врача и всего медицинского учреждения. А государству, в свою очередь, придется провести масштабную санацию фармацевтического рынка на предмет принадлежности препаратов к рецептурному или безрецептурному сегменту. Надо раз и навсегда навести здесь порядок.

А что же все-таки делать с рекламой? Оставить ее или запретить? Думаю, что решение, как обычно, находится посередине. В том, что должен быть какой-нибудь этический комитет, который одобрял бы такую рекламу, сомнений нет. Причем состав этого комитета должен быть сформирован не из чиновников, а из экспертов отрасли.

комментарии

Александр Шибаев,

директор по внешним связям

"Новартис Консьюмер Хелс"

- Полный запрет рекламы безрецептурных препаратов населению чреват целым рядом негативных последствий. Позволю себе назвать лишь несколько. Так, согласно действующим нормам, реклама лекарственных препаратов не может противоречить инструкции по медицинскому применению, которая составляется на основании результатов клинических исследований и данных по безопасности препарата и утверждается уполномоченным органом государственной власти. Запрет рекламы повлечет резкое увеличение неконтролируемой информации, в первую очередь в Интернете, что чревато неправильным использованием лекарств потребителем. Полный запрет рекламы безрецептурных препаратов приведет к росту продаж препаратов, рекомендованных фармработником, зачастую субъективно. В конечном счете это может привести к вымыванию недорогих, по большей части отечественных, лекарств. Кроме того, отмена рекламы безрецептурных препаратов приведет к многократному увеличению обращений к врачам по поводу легких недомоганий, что увеличит нагрузку на систему здравоохранения и вызовет обоснованные жалобы населения на очереди в поликлиниках.

В странах Евросоюза реклама безрецептурных препаратов разрешена. Как и в Российской Федерации, она сопровождается предупредительным текстом примерно того же содержания, что и у нас. Детали дополнительного одобрения везде разные; наиболее часто за одобрение рекламы до ее размещения отвечают саморегулируемые организации производителей. Число препаратов безрецептурного отпуска также различается от страны к стране, однако по порядку цифр похоже на ситуацию на нашем рынке. Причина простая - значительная часть препаратов, присутствующих на нашем рынке, производится в Европе. Решение об их регистрации в качестве безрецептурных принимается минздравом, как правило, на основании безрецептурного статуса этого препарата в одной или нескольких европейских странах.

Комментарии

Ирина Гущина, руководитель подразделения по связям с общественностью компании Abbott в России:

- Законодательство Российской Федерации предписывает соблюдение определенных правил при рекламировании безрецептурных препаратов с целью исключения некорректности информации. Безопасность пациентов является безусловным приоритетом для компании Abbott и должна быть главным фактором, определяющим механизмы и способы продвижения безрецептурных препаратов. Пациенты и фармацевты должны получать корректную информацию, позволяющую понять, как применять безрецептурные препараты и каковы общие рекомендации в отношении этих лекарств. Реклама безрецептурных препаратов должна помогать пациентам узнать больше о возможностях терапии, но при этом предоставлять информацию, исходя из принципов ответственности, и не вводить в заблуждение.

В российском подразделении Abbott существует строгий процесс согласования всех рекламных материалов, предусматривающий проверку медицинской информации, а также проверку строгого соответствия рекламы препарата его инструкции по применению и требованиям российского законодательства. Мы считаем, качественная и ответственная реклама безрецептурных препаратов может способствовать формированию культуры ответственного лечения, исходя из интересов пациентов и их безопасности.