Истребителям запретили летать над автотрассами

Спустя месяц после появления в интернете записи видеорегистратора, запечатлевшего очень низкий пролет фронтового бомбардировщик Су-24 над автомобильной трассой Ростов-на-Дону - Волгоград, скандальный ролик наконец-то прокомментировали военные.

Сделал это главком ВВС Виктор Бондарев. Причем генералу пришлось объясняться сразу по двум нашумевшим эпизодам с участием военных летчиков.  Вторую съемку в социальные сети выложил автомобилист, оказавшийся свидетелем рискованных маневров вертолета Ми-8 неподалеку от города Каменска-Уральского Свердловской области.  На тех кадрах армейская "вертушка" едва не касаалась своими шасси проезжающих по дороге машин. Ситуация выглядела столь необычно, что у многих пользователей Интернета даже возникли сомнения в подлинности ролика.  В комментариях некоторые зрители писали, что это здорово напоминает видеомонтаж.  

Такая версия наверняка устроила бы военных, однако Бондарев не стал наводить тень на плетень. Главком признал, что и на Юге России, и на Урале в объектив камер попали реальные эпизоды боевой учебы авиаторов. Но делать пилотам публичный разнос за воздушное хулиганство генерал не видит повода.

- Как главнокомандующий, увидев это по телевизору, казалось бы, я должен был немедленно разорвать всех и вся и восстановить справедливость, - эмоционально заявил Бондарев. - Но когда начинаешь разбираться, то понимаешь: все эти полеты были выполнены по плану боевой подготовки.

 
 
 
 
 
 

Генерал объяснил, что экипажи просто отрабатывали полеты на предельно малой высоте, то есть выполняли предписанное командирами задание. Тем не менее, нашумевшие ролики стали поводом для проверки военной прокуратуры и службы безопасности полетов минобороны.  Свой вердикт армейские юристы еще не обнародовали. А за ведомственных контролеров отчитался главком ВВС. По его словам, изучение данных бортовых самописцев Су-24 и Ми-8 не выявило никаких нарушений. Но кое-какие решения по результатам своей проверки в Главном штаба ВВС сделали.  Прежде всего, Бондарев пообещал - такие ситуации в небе больше не повторятся. "Мы просто изменили маршруты и зоны пилотирования, а также порядок пересечения автотрасс, если они будут попадаться на маршрутах полетов", - сказал главком.

Но вопросов после этого заявления меньше не стало. Начнем с того, что полеты на предельно малых высотах, о которых упомянул генерал, ограничены по высоте.  Пилотам того же Су-24 запрещено снижаться к земле ниже 50 метров.  В первую очередь, это связано с безопасностью самих летчиков и их боевой машины.  Когда она летит на скорости, скажем, 700 километров в час, для отворота от естественного препятствия запас высоты просто необходим. Иначе машина столкнется с землей.  Такие маневры чрезвычайно сложны, поэтому для их отработки назначают специальные зоны пилотирования. Как правило, их выбирают вдалеке от населенных пунктов, крупных промышленных объектов, линий электропередач, железнодорожных и автомобильных дорог. С трудом верится, что в Южном военном округе такая нашлась только по соседству с трассой М-21.

У военных летчиков есть упражнение - посадка на неподготовленную полосу.  В качестве таковой иногда может выступать асфальтированная дорога.  Но посадка или имитация посадки туда обязательно сопровождается временным закрытием и оцеплением большого участка трассы. Так, к примеру, недавно было в Белоруссии.  Об имитации посадки Су-24 под Волгоградом никто из военных никогда не упоминал. Хотя, судя по кадрам, проход бомбардировщика над дорогой на предельно малой высоте смахивал как раз на этот маневр.