Александр Баранов: Влияния государства на искусство я сейчас не ощущаю

Александр Баранов, режиссер

 

Использование бюджетных средств, о чем "Российская газета" пишет на 1-й и 4-й полосах, своим приоритетным направлением должно выбрать зарплату бюджетникам. Но не всем, а тем в первую очередь, кто занят в области образования. Эта сфера является основополагающей в развитии любого государства. Из нее уже идут серьезные ростки во все остальное - экономику, военное дело, медицину, инновации и так далее. Под использованием бюджетных средств в этой области я подразумеваю увеличение зарплаты учителям, преподавателям и профессорской среде. Как известно, существуют специальные образовательные программы - как, например, обмен учениками между странами, но к ним я отношусь неоднозначно. Такие акции должны происходить уже после обучения в университете. Если отправлять каких-то талантливых, необычных людей - это одно дело. А обменивать всех подряд - неправильно, потому что это больше походит на развлечение и может только помешать учебному процессу. Раньше образование было качественным и так, без всех этих новшеств. Вот и надо всеми возможными силами возвращать его на прежние высоты.

Военные нужды также важны для России, и их я ставлю на твердое второе место. Есть государства, которые не уделяют военному делу особого внимания, но при этом стабильно развиваются. Но такие страны, как правило, находятся под протекторатом кого-то покрупнее и выделять на это средства из государственного бюджета им совершенно не нужно. Самостоятельная страна должна тратить много денег на нужды обороны. Очевидно, что вокруг России сейчас смыкается какое-то неприятное кольцо, поэтому нам без развития военного дела нельзя. И, кстати говоря, самые "крутые" инновации дает именно оборонка - и ни что другое. Что у нас, что на Западе.

В своем рассуждении я не могу не коснуться искусства. Какие-то программы и проекты государству, безусловно, нужно спонсировать. Но так исторически сложилось, что искусство в России всегда было устроено само по себе, не жаловалось и денег не просило. В советские времена все было как раз наоборот: кинематограф сам кормил всю медицину и образование. Влияние государства на искусство сейчас я не ощущаю. И, честно признаться, при наших реалиях это хорошо. Если государство начинает помогать деньгами, то, как правило, получается идеологическое искусство, не искреннее, а, следовательно, бесталанное. Хорошее кино само себе заработает, а плохое и снимать не надо.

На медицину у меня совершенно иной взгляд. В последнее время она у нас практически полностью перешла на платную основу, с этим все свыклись, и увеличение бюджетных субсидий туда я не отношу к приоритетным направлениям. Выделять столько средств, чтобы все врачи были довольны и при этом хорошо лечили, у нас не получится.