Госдума обсудит ужесточение наказаний для пьяных водителей

Штрафы за нарушения правил вырастут в разы, для пьяных водителей появится уголовная ответственность, а инспекторов, выходящих на дежурство с "карманными" алкотестерами, будут увольнять с работы.
 
 
 

Такие предложения вчера озвучил заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков.

По словам Лысакова, существующая сейчас ответственность, предусмотренная в Уголовном кодексе за причинение смерти в результате аварии - тоже не эффективная мера. Судите сами. По данным статистики в 2011 году за ДТП, в результате которого погиб один человек, осуждены более 3400 человек. Однако более двух тысяч из них получили условные сроки. Четверо вообще отделались штрафом. За то же преступление, совершенное в пьяном виде осуждены 1510 человек. И только 1095 из них получили реальные сроки.

За пьяное ДТП, в которых погибли двое и более лиц, осуждено 211 человек. 194 из них отправлены в колонию. Вот уж действительно наше правосудие самое гуманное в мире.

Законопроект об ужесточении ответственности будет подготовлен в течение двух недель, заявил Лысаков. Сейчас рабочая группа займется обобщением всех предложений и приведением их в единый документ, который будет направлен потом всем фракциям. Эти поправки должны быть приняты еще в эту сессию.

Как сообщил депутат, в первую очередь обсуждается возможность переквалификации уголовных статей для пьяных водителей, убивших в результате аварии людей. Сейчас считается, что это непредумышленное, случайное убийство. Но если человек садился пьяным за руль, то он сознательно шел на нарушение правил. Поэтому ответственность за такое преступление должна соответствовать ответственности за умышленное убийство. Кроме того, сейчас разница между ответственностью за такое преступление и преступление с отягчающими обстоятельствами составляет два года колонии. Сбил на смерть человека, будучи трезвым - пять лет. Сбил его, будучи пьяным - 7 лет. Разница, по словам Лысакова должна быть восемь лет.

Также, по мнению депутата, необходимо пересмотреть вообще всю шкалу штрафов. 100, 300, 500 рублей не останавливают никого. У нас есть люди, которые за год получают по 50 штрафов. И на следующий год их поведение на дороге не меняется. Штраф должен больно бить по карману, чтобы в следующий раз человек сильно задумался, перед тем как нарушить правила.

А для тех, кто лихачит регулярно, необходимо предусмотреть ответственность за систематическое нарушение правил. Возможно, вернуться к бальной системе. Она работает во многих европейских странах. Набрал определенное количество баллов - лишился прав. А еще лучше, считает законодатель, ввести градацию штрафов. Начиная с третьего нарушения штраф должен вырастать в разы. Экономические методы борьбы с нарушителями - наиболее эффективны.

Однако перед тем, как вводить драконовские меры, надо обезопасить водителей от недобросовестных инспекторов. В первую очередь, по мнению Лысакова, необходимо вернуться к точному определению, кого считать пьяным. То есть вернуть четко определенную минимальную норму содержания алкоголя в крови. Например, 0,2 промилле. Она с лихвой перекрывает погрешность приборов и избавит от ошибочного привлечения к ответственности. В то же время ее введение вовсе не означает, что можно выпивать хоть чуть-чуть. Действовавшая не столь давно норма 0,3 промилле тоже этого не позволяла, но произошла подмена понятий и многие решили, что раз такая норма есть, то можно и выпивать. Это не так. Лысаков даже предъявил письма, полученные из разных ведомств. Судя по ним, ни МВД, ни Минтранс не возражают против такого определения. А Минздрав берется выработать четкие критерии. Примечательно, что даже главный нарколог страны Евгений Брюн поддерживает предложение о введение четкого определения, кого считать пьяным.

Сейчас, по словам Лысакова, некоторые инспекторы выходят на дорогу с собственными алкотестерами. Не с теми, которые сертифицированы и проверены должным образом, а со своими личными. Дело в том, что за каждый выдох на служебном алкотестере надо отвечать. Трезв водитель, есть распечатка, что у него ноль промилле, отпусти его с миром. На распечатке 0,1 промилле - вези в клинику или задерживай права. Но личный алкотестер позволяет договориться с водителем на месте и отпустить его за определенную сумму. Лысаков предлагает четко определить то оборудование, которое может быть у инспектора с собой. Если управление собственной безопасности найдет такой карманный алкотестер - гнать такого сотрудника из органов. В Прибалтике, например, ограничили количество наличных денег, которое может быть с собой у полицейского. И это привело только к тому, что количество коррупционеров резко сократилось.