"РГ" выяснила, сколько осталось жить нижегородской "скорой помощи"

"Скорая помощь" в Нижнем Новгороде может прекратить свое существование

В проблеме попыталась разобраться корреспондент "Российской газеты".

Люди уходят из "Скорой"

- Вы знаете, мы живем как в военное время, - говорит заведующий одной из подстанций "Скорой помощи". - Тогда люди жили на работе. Вот и мои сотрудники живут на работе.

- Людей нет, - отвечает на звонок корреспондента другой заведующий. - Вчера у меня фельдшер уволилась, а врач-педиатр написала заявление.

- Не хватает специалистов, лекарств, спецоборудования, - вторит ему третий. - Электрокардиографов нет...

Заведующие, которым я звоню, сначала отказываются от комментариев (в министерстве не одобрили), но молчать у них не получается. В этом году бюджет службы "Скорой помощи" по непонятным для них причинам сократился на 70 миллионов рублей. Как итог - резкий отток кадров. Еще в 2011 году из службы ушло 20 врачей. За 8 месяцев 2012-го заявления об увольнении написали уже 17. Принят всего один. Пока в "неотложке" города работают 197 специалистов - 46 процентов от необходимого количества врачей. Когда верстался номер, стало известно, что главврач нижегородской "Скорой помощи" Олег Кирзон написал заявление об увольнении по собственному желанию.

Михаил Рождайкин в доказательство бедственного положения показывает документ "Исполнение расходов за счет средств бюджета ГКУЗ "Станция скорой помощи г. Нижнего Новгорода". Почти в каждой графе финансовая потребность и выделенные деньги сильно отличаются друг от друга в сторону уменьшения последних. Например, на медикаменты вместо 67 миллионов рублей из областного бюджета поступило всего 19 миллионов.

- Мы уже в крайнем кризисе, - говорит Рождайкин. - Я не понимаю, почему в условиях нацпроекта сложилась такая катастрофическая ситуация. До полного краха "Скорой помощи" - год-два.

Найти виноватого

Комиссия правительства области сейчас проверяет, рационально ли служба "Скорой помощи" расходует выделенные средства. Как раз во время проверки медики и написали протестное письмо, после чего проверку продлили до конца сентября.

Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев потребовал как можно скорее выяснить, почему в службе "огромное количество безобразий". Министр здравоохранения региона Александр Карцевский с "безобразиями" обещал разобраться:

- Понятно, что проблемы, копившиеся в "Скорой" годами, в течение короткого времени решить невозможно. На баланс области мы получили это учреждение 1 января 2012 года и приступили к серьезному анализу.

По его словам, главная причина текучести кадров - неправильное распределение денег фонда оплаты труда (ФОТ): годовой ФОТ главного врача и 25 руководящих сотрудников "неотложки" - около 9 миллионов рублей, ФОТ врачей и специалистов (а их, как сказано выше, осталось 197 человек) - 36 миллионов рублей.

Считаем: 9 миллионов на 26 руководителей - средняя зарплата начальника 28 тысяч рублей в месяц. Но это даже меньше, чем оклад фельдшера в Москве. У рядовых сотрудников средний ежемесячный доход - 15 228 рублей.

20 килограммов за 10 тысяч

На улице перед входной дверью запах сигарет. В здании запах быстрорастворимого кофе. Автозаводская подстанция "Скорой помощи". Врачи, медсестры, фельдшеры, водители показывают расчетные листы по зарплате. Цифры погонят из "Скорой" кого угодно: 4170, 8833, 3233... Максимальная сумма у врачей - 15 с небольшим тысяч рублей.

- В месяц на ставку я получаю 8800, - говорит фельдшер Владимир Басманов. - А у меня дочка - 3 месяца. Только на смеси и памперсы в месяц уходит 10 000! Я вынужден работать еще, правда, дома почти не бываю.

- Шесть ноль восемь, - в наш разговор вклинивается голос диспетчера, называет номер бригады. Вызов.

- Когда получаешь в месяц меньше 10 тысяч рублей, то какой может быть настрой? - это уже Максим Александров, тоже фельдшер. - Нам приходится выезжать без врачей, на две ставки. Бригады-то неукомплектованные. А зарплата - только за полторы. Оборудование на ладан дышит. Если, не дай бог, будет массовое ЧП, "Скорая помощь" просто не справится. Вот произошло в Крымске - оказывается, у нас нет системы оповещения. Сгорела "Хромая лошадь" - мы поняли, что противопожарной защиты нет. Что должно произойти в Нижнем Новгороде, чтобы поняли: "неотложка" в кризисе?

- Десять ноль семь...

- Это мой, - фельдшер Лариса Богданова встает и берет необходимое оборудование. Увешанная сумками, идет к машине. Сумки весят почти 20 килограммов. Лариса едет на вызов одна: ее напарница недавно уволилась.

"Боинг" и зеленое колесо

Машину, в которую садится Богданова, водитель ласково называет "Боингом". На вид - обычная карета "Скорой помощи". По сути - автомобиль, способный в любой момент сломаться. Однажды больного, приехавшего на ней в городскую больницу, перенаправили в инфекционную. Так он сказал, что дальше лучше на такси, потому что страшно.

Только "Боинг" отправился на вызов, на территорию подстанции за другой каретой приехал автоэвакуатор. Водители говорят: машины ломаются каждый день. А машины, кстати, нестарые: поступили в "неотложку" в марте 2011 года.

- Брак, - объясняет Вячеслав Авдонин. Он уже 10 лет работает водителем в "Скорой". - Хорошо, что пока есть гарантия. Но по гарантии ведь не все можно сделать. Запчасти-то нам не дают - мы их по помойкам собираем! Один коллега как-то ехал на вызов, смотрит - бабулька клумбу делает из колеса. А оно хорошее, целое. Ночью цветы выдрал, колесо к машине приладил. На месяц хватило: так и ездил с зеленым колесом.

Кстати

Сыктывкарской службе "03" тоже пришлось оказывать почти реанимационную помощь - власти города изыскали дополнительные 700 тысяч рублей, которые выделят медикам для капремонта техники. Помогли и с автопарком, направив в помощь "Скорой" десяток машин. В минувшие выходные в Сыктывкаре дежурили уже 24 кареты вместо 14 положенных. А неделей раньше в столице региона на линии работали лишь 9 автомобилей. Пациенты по нескольку часов ожидали приезда "Скорой". "До 2009 года на каждую бригаду приходилось по две машины, - говорит председатель профкома Владимир Шуляковский. - Тогда, отработав смену, машина отправлялась в гараж, было время провести какой-то ремонт. Потом на каждую бригаду оставили только по одной. И теперь 24 имеют 100-процентный износ. Другие восемь изношены на 50 процентов".