Перед тем, как ректор МГУ Виктор Садовничий вскрыл конверт с именами победителей, Путин обратился к участникам конкурса со вступительной речью. Президент поздравил учителей с приближающимся Днем учителя, назвав его одним из самых трогательных и знаменательных праздников. "Осень - время начала учебного года, и символично, что именно в эту пору проходит конкурс на звание лучшего учителя России. Среди финалистов - представители разных поколений. Наши юные учителя быстро набирают опыт, в то время как их маститые коллеги продолжают совершенствоваться, - сказал Владимир Путин. - Наша школа должна быть открыта для всего нового, воспитывать нового человека, гражданина. Роль учителя в этом процессе будет только возрастать. Задача государства - создать условия педагогического труда, достойные их высокой миссии".
Новую госполитику в сфере образования власти намерены разрабатывать в прямом диалоге с учительским сообществом. Среди приоритетных направлений развития школы Путин назвал подготовку кадров, возможности для повышения квалификации педагогов, новые системы оплаты труда, призванные стимулировать качественную и добросовестную работу. Права на ошибку, считает президент, у учителей, как и у врачей, нет. "Именно поэтому государство должно сделать все, чтобы педагоги могли полностью сосредоточиться на работе, имели все возможности реализовать свой потенциал, передать ученикам не только знания и навыки, но и своим примером воспитывать честное, глубокое отношение к делу", - считает президент.
После того как Путин завершил свою речь, Виктор Садовничий огласил имена победителей. В этом году сразу два конкурсанта оказались обладателями главного приза, набрав одинаковое количество баллов. Награду из рук президента получили Вита Кириченко, учитель русского языка из Москвы, и Александр Демахин, учитель мировой художественной культуры из Сергиева Посада. "Это большая честь - получить главную награду из рук президента", - оценил Садовничий. "Я ведь тоже бывший ученик школы, поэтому имею к этому некоторое отношение", - ответил ему Путин. Подошедшая к микрофону Вита Кириченко поблагодарила участников за то, что благодаря им конкурс превратился в праздник человеческого и профессионального общения. Александр Демахин был еще более краток, сказав, что получить награду из рук президента очень значимо.
Вручив награды победителям, Владимир Путин пообщался с участниками конкурса. Поскольку среди конкурсантов было много учителей из регионов, президент пообещал, что власти продолжат программу поддержки учителей, которые уезжают работать в субъекты. "Молодые учителя, которые уезжают работать в сельские школы, получают из федерального бюджета грант в размере 500 тысяч рублей. Эта программа будет продолжена", - пообещал он. Государство и дальше будет вырабатывать дополнительные стимулы для таких педагогов, и участвовать в этом должны не только федеральный центр, но и регионы.
На уровне регионов, считает президент, должна решаться проблема обеспечения жильем школьных учителей. "Обеспечение жильем - это муниципальная и региональная проблема. Ее сложно решать, хотя это всегда вопрос приоритетов", - заявил Путин. Задача федерального центра в том, чтобы "играть роль триггера, спускового крючка". При этом с федерального уровня региональным жилищным программам оказывается существенная поддержка. В частности, в этом и следующем годах предусмотрено по 1,5 миллиарда рублей на софинансирование первого взноса, который молодые учителя должны выплатить по ипотеке.
В ходе беседы у главы государства возникло несколько поручений минобрнауки. Путин призвал министерство сокращать количество документации в школах и активнее переходить на электронный документооборот. По словам президента, 80% документооборота в школах относится к внутриведомственным требованиям и лишь 20% - к требованиям сторонних организаций. "Сама система минобрнауки воспроизводит безумный поток подчас ненужных бумаг, - считает президент. - Есть необходимые документы, но многие вещи себя изжили. Нужно переходить на электронный документооборот, тем более что учителя могут это сделать, и снижать объем - это точно".
Минобрнауки следует обратить внимание и на расширение взаимодействия вузов со школами. Такое поручение Путин дал руководству министерства и своему помощнику Андрею Фурсенко. Проблема заключается в том, что школьники зачастую очень смутно себе представляют свою будущую профессию. "Это один из самых сложных вопросов для молодого человека - выбор жизненного пути", - признал президент. По сути, молодые люди сначала получают "корочки", а потом уже определяются с профессией. Если же школьники получат представление о будущих профессиях еще во время обучения, это значительно повышает шансы на то, что они будут востребованы и смогут себя реализовать. "Обратите на это внимание", - сказал Путин Андрею Фурсенко и министру образования Дмитрию Ливанову. В качестве образца может выступить опыт МГУ, у которого налажены контакты со многими школами в стране. "Нужно распространить такой опыт пошире", - считает глава государства.