Подмосковные аэропорты могут объединить в московский авиационный узел

Тарифы на авиабилеты для пассажиров, пользующихся услугами московских аэропортов, могут быть защищены от роста цен. Такую выгоду получат граждане, если будет реализована идея создания московского авиационного узла (МАУ).

Его планируют сформировать на базе государственных активов трех аэродромов - Домодедово, Внуково и Шереметьево, управлять которыми будет единая компания.
Предложения по способам консолидации и основным направлениям развития узла должны быть готовы уже к середине ноября.

Такая задача поставлена в проекте технического задания для компании-консультанта. Она, собственно, и займется подготовкой документа об объединении аэродромных активов. Проект технического задания был передан в правительство в конце прошлой недели, у Минтранса к нему возражений нет.

Все детали объединения, в том числе по инвестиционной схеме развития узла, финансовой модели, должны стать известны к лету следующего года. Предполагается, что у единой компании будет больше возможностей для привлечения инвестиций под развитие аэродромов, чем у каждой структуры в отдельности, поясняет глава аналитического отдела агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.
Например, она сможет занимать деньги под более низкие проценты.  В итоге есть шанс удержать от повышения тарифы на использование взлетно-посадочных полос. А это, в свою очередь, скажется на цене билетов. Сейчас тарифы на взлет-посадку для перевозчиков растут ежегодно и закладываются в стоимость билета, как и все прочее обслуживание в воздушной гавани. За все платит пассажир.
При этом создание единой компании не приведет к монополизации рынка и специализации аэропортов по направлениям полетов, надеется Пантелеев. Такие опасения высказывались. Однако, по мнению эксперта, у пассажиров должна остаться возможность выбора аэропорта и авиакомпании, чтобы полететь, например, в Европу. На сколько именно может вырасти пассажиропоток перевозчиков, работающих в едином авиаузле, пока неизвестно. Это должна будет просчитать компания-консультант. По прогнозам Пантелеева, к 2020 году количество пассажиров может увеличиться по сравнению с нынешним больше чем в два раза и составит примерно 130 миллионов человек в год. По опыту западных стран - это максимальный показатель по обслуживанию пассажиров в одном авиаузле, ссылается Пантелеев на пример Лондона.

Перевозчики закладывают в стоимость билетов все сборы, которые они платят аэродромам

И предупреждает, что на выстраивание эффективной работы московского узла уйдет не один год. К тому же надо учитывать еще несколько важных моментов. Не сняты с повестки дня вопросы развития конкуренции в плане аэропортового обслуживания - заправки самолетов в крыло и их парковки на стоянку, выгрузки багажа, поясняют некоторые эксперты. Этот сектор поделен среди операторов, которые являются "дочками" компаний, управляющих пассажирскими терминалами. Из-за отсутствия конкуренции цены на такое обслуживание высокие и тянут, в свою очередь, вверх тарифы на авиабилеты. Возможны сложности и с развитием инфраструктуры аэродромов. Новые полосы за пределами их нынешних границ  построить будет проблематично, говорит Пантелеев. Вокруг возводятся жилые поселки, и землю под полосы надо выкупать или резервировать уже сейчас. Возможным выходом может быть, впрочем, открытие для коммерческих пассажирских рейсов аэродромов Кубинка и Чкаловский.  Этот вопрос сейчас обсуждается, но решения пока нет. Еще одна идея - открыть небо для захода на посадку и взлет магистральных самолетов в пределах Третьего транспортного кольца, рассказывает Пантелеев. Это позволит увеличить емкость воздушного пространства московского авиаузла, принимать больше самолетов.

Техническое задание по теме "Разработка модели развития Московского авиационного узла и создание единой компании по консолидации государственных активов Московского авиационного узла"

ОПРОС "РГ"