Павел Басинский: По части "самопиара" нынешние писатели мелко плавают

В прошлой заметке я писал, что меня смущает слово "провинция", когда его слишком акцентируют. Но вот слово, которое я действительно с некоторых пор возненавидел, так это "пиар". Я говорю про область литературы, а не бизнеса или медиа.

Я постоянно только и слышу о том, что Захар Прилепин, Борис Акунин, Дмитрий Быков, Виктор Пелевин, Людмила Улицкая и другие известные писатели себя "пиарят". Любое их высказывание, любой поступок, вроде "Письма товарищу Сталину" Захара Прилепина, "Гражданина поэта" Дмитрия Быкова или выхода на Болотную Бориса Акунина, воспринимаются не иначе, как "пиар". Пелевин "пиарит" себя тем, что не показывается на людях, не дает интервью - такой "пиар" наоборот. А недавно я услышал, что Борис Рыжий, покончивший с собой в молодом возрасте, тем самым "пропиарил" свои стихи. Т. е. повесился только для "пиара".

А кто, кстати, определил, как писателю надо и не надо себя вести? Что прилично и что неприлично писать и говорить? Имеет он право на саморекламу или нет? Где эталон?

Может быть, это Пушкин? Но это был тот еще "пиарщик"! Сначала написал "Гавриилиаду", где есть такие места, что "Pussy Riot" просто отдыхают, за что угодил в ссылку. Е. А. Карамзина писала П. А. Вяземскому, что у молодого Пушкина "всякий день дуэли". А. И. Тургенев называл его "беснующимся". Ну а в зрелом возрасте? Женился на первой красавице света и погиб на дуэли. Конечно, "пиар"!

Лермонтов? Задолго до Прилепина он "пропиарил" себя чеченской войной и тоже погиб на спровоцированной дуэли.

Про "самопиар" Гоголя даже говорить не приходится. Сначала комедии, роман, в которых высмеял каждый уголок России. Потом вдруг "Переписка с друзьями", где "православие, самодержавие и народность". И, наконец, сжег второй том "Мертвых душ", вместо того чтобы прилично тиснуть его в каком-то издательстве и смиренно ждать критических заметок.

Тургенев - тот был неважным "пиарщиком". На большее, чем всю жизнь бегать за замужней французской певицей цыганского происхождения, его писательского воображения не хватило.

А вот Достоевский "пропиарился" всласть! Правда, сначала государь разгадал его хитрый "пиар"-ход с "делом петрашевцев" и не позволил его казнить. Но зато потом он всю жизнь "пиарил" себя историей с каторгой, показывал следы от кандалов на ногах, тем самым вызывая интерес молодых женщин вроде Полины Сусловой. А его "Пушкинская речь"! Ведь ужасно нескромная! Нет бы прилично рассказать на открытии памятника, что Пушкин наше "национальное достояние", что он "памятник себе воздвиг нерукотворный" и к нему "не зарастет народная тропа". "Всемирная отзывчивость русского гения"! Какие нескромные слова! Это он о себе, о себе говорил!

Герцен был просто выдающимся "пиарщиком". Так "пиарил" себя в Лондоне, что вся Россия и Европа на ушах стояли. А нет бы тихо и незаметно писать "Былое и думы". Писатели из России тайком приезжали к Герцену консультироваться по технологии "самопиара".

Например, к нему приезжал Лев Толстой. От этого "пиарщика" N 1 в русской литературе до сих пор стон по земле разносится. Уж чего он только в старости не вытворял! И письма царям писал, и от церкви "отпадал", и "толстовку" какую-то выдумал, и пахал с белой лошадью, чуть ли не позируя Илье Репину. И, наконец, бросил жену, ушел из дома и умер счастливый на ж.-д. станции в окружении сотен репортеров и фотографов.

Про Горького нечего и говорить. Этот "пиарил" себя всю жизнь. В Казани в себя стрелял (но как метко! пуля прошла насквозь и ничего не задела), по Руси ходил, с Лениным демонстративно до революции дружил, а после революции не менее демонстративно уехал, предварительно выпустив нескромные "Несвоевременные мысли". А когда вернулся? В особняке Рябушинского жил, на Соловки плавал, со Сталиным водку пил - больной человек! Нет бы себя пожалеть, но на что не пойдешь ради "самопиара"?

Сергей Есенин "пропиарился" уже тем, что родился в деревне среди мужиков, но при этом был красив, как ангел. И чего только этот "ангел" не вытворял! И стихи читал императрице в Царском Селе, что помогло ему избежать фронта, и пил, и дрался, и с Мариенгофом связался, и даже на внучке Льва Толстого напоказ женился, а в конце концов то ли повесился, то ли его убили, но в любом случае славу себе на века обеспечил.

Нужно ли объяснять, что такое желтая кофта Маяковского? Нужно ли говорить, что человек по имени Владимир Маяковский, написавший трагедию "Владимир Маяковский", думал не о лирике, а о другом? Всех задирал, высмеивал, но про советский паспорт и Ленина не забывал писать. Всюду носил с собой револьвер, из которого в результате сам и застрелился, но до этого предусмотрительно написал предсмертное письмо. Хотя и не так эффектно, как Есенин. Не кровью, обычными чернилами.

Северянин, Хлебников, Гумилев - все поэты начала века вели себя чрезвычайно вызывающе. Гумилев даже позволил себя расстрелять, до этого заранее написав стихи о "пуле", которую уже отливает на заводе какой-то рабочий и которая его потом убьет.

В сравнении со всем этим нынешние писатели ведут себя крайне тихо. По части "самопиара" они просто мелко плавают. Подумаешь, вышли с ленточками на Болотную. Подумаешь, президенту на встрече что-то такое неправильное сказали. Подумаешь, спрятались, как Пелевин, превратив себя в эдакий "миф". Но при этом я только и слышу: "пиар", "пиар"! "Пиастры, пиастры!.."

Если говорить серьезно, то всякий писатель имеет право на свой стиль поведения. И не всегда этот стиль может совпадать с общепринятыми нормами приличия. Он не всегда может совпадать с административным и даже уголовным правом. Уголовный кодекс, как известно, особенно чтил Остап Бендер. Но писателем он как раз не был.