ГИБДД может открыть доступ к базам данных авто на вторичном рынке
Об этом корреспонденту "РГ" сообщили в Главном управлении обеспечения безопасности дорожного движения МВД России.
Покупая автомобиль на вторичном рынке, человек приобретает темную лошадку. Хорошо, если есть друзья в ГИБДД, которые проверят историю этой машины. Но если их нет, то приходится рассчитывать только на "авось". Авось повезет. Поэтому зачастую новоявленные автовладельцы оказываются хозяевами битых автомобилей. Если ремонт был качественный - это полбеды. Гораздо хуже тем, кто приобрел машину, числящуюся в угоне. Один из способов защитить такого покупателя - это раскрыть информацию о машине. К сожалению, пока он неосуществим. Но это дело времени. Еще в 2010 году правительство дало поручение разработать такую систему. Однако она жестко привязана к закону о регистрации транспорта, который уже более полугода томится в Госдуме и ждет своего часа. Как только он будет принят, через тридцать дней после этого согласно распоряжению правительства должен быть подписан приказ о предоставлении информации по регистрационному или идентификационному (VIN) номеру всем желающим.
Казалось бы, дело за малым: дождаться, когда Госдума рассмотрит наконец и примет этот закон. Однако не все так просто.
Как пояснили нам в Госавтоинспекции, они готовы раскрыть информацию частично. Другое дело, что всей информацией они попросту не обладают. Пока планируется, что это будет выглядеть следующим образом. Человек на сайте оформляет запрос, вписывает VIN автомобиля, после чего проводится проверка.
Однако предоставить полную информацию о прежних владельцах ГИБДД не может в соответствии с законом о защите персональных данных. Поэтому ответы будут выглядеть примерно так: автомобиль (марка, модель) допущен на рынок тогда-то (получен техпаспорт), стоит на учете там-то, имел трех хозяев, ограничений не имеет, в розыске не числится, участвовал в двух ДТП.
Важное уточнение: что это были за ДТП, вы не узнаете. Может, машина была полностью уничтожена, а может, получила еле заметную царапину на бампере.
Еще сложнее с угоном. Дело в том, что в розыск автомобиль объявляет не ГАИ, а уголовный розыск. Автоинспекция черпает информацию из полицейской розыскной базы данных. Поэтому насколько будет открыт доступ к такой информации - большой вопрос. Кроме того, надо учитывать, что не всегда сыщики вовремя снимают машину из розыска. Например, подростки увели автомобиль покататься, хозяин заявил об угоне, машину нашли, а в базе она продолжает висеть.
Но гораздо более сложный вопрос - с ограничениями, наложенными на машину. С теми ограничениями, которые проходят через ГАИ, проблем нет. Например, суд наложил арест на имущество. Но информация о залогах вряд ли попадет в эту базу. Дело в том, что банки, предоставляя кредит, практически никогда не оформляют автомобиль в свою собственность. А информацию о том, что автомобиль в залоге, - никуда не предоставляют. Связано это с тем, что они боятся разгласить практически коммерческую информацию: сколько у них клиентов и какие машины эти клиенты приобретают на деньги банка.
В итоге возникает следующая ситуация. Юридически собственником транспортного средства является не банк, а тот человек, который его приобрел. Паспорт транспортного средства находится у банка. Однако фактический собственник может прийти в ГАИ и оформить дубликат ПТС. Якобы он его потерял. ГАИ не вправе отказать в этой услуге, ведь никто никаких ограничений не ставил, во всяком случае в ГАИ о них нет никакой информации. В итоге человек получает дубликат паспорта, снимает машину с учета, продает ее, а за невыплаченный кредит, банк отнимает машину у горе-покупателя.
С недавнего времени оформлять залоги поручили нотариусам. Но при этом создать информационную базу или хотя предоставлять такую информацию в ГАИ им никто не поручил. Да и опять-таки, кто, купив машину в кредит, пойдет к нотариусу регистрировать ее как залоговую по собственному желанию?
Между тем в Госдуме лежит законопроект о залогах, где предложен механизм, в котором банки обязаны сообщать об обременении кредитных машин в ГАИ. Но, как мы уже говорили выше, банкам такой механизм не нужен.
Есть предложение создать какую-нибудь государственную структуру - ФГУ, например, - которое занималось бы сбором и регистрацией подобных кредитных историй. Банки бы передавали туда безадресную информацию - такая-то машина в залоге до такого-то числа такого года. ГАИ получало бы оттуда эту информацию об обременениях. Да и каждый желающий мог бы через сайт по VIN выяснить, не кредитную ли машину он покупает.
Но это пока только пожелание. А возьмется ли Минфин или Минэкономразвития, или профильный комитет Госдумы за разработку такого проекта - большой вопрос.
Есть и другое предложение по этой теме: вернуться к системе комиссионных магазинов, которые будут принимать машины для продажи на комиссию. Они же будут проверять ее на юридическую чистоту и доводить технически до нормального состояния. Но тут уже возникают другие вопросы. Столько лет шли к либерализации рынка, что теперь от нее грех отказываться. Ведь сейчас продать б/у машину можно даже без нотариуса, достаточно даже не письменной, а устной договоренности. Смена собственника в этом случае происходит на глазах изумленной публики прямо на пункте регистрации, где присутствуют оба лица.
В США и Канаде история одной машины ведется буквально с момента ее передачи в автосалон. Причем уточнить эту историю за небольшую плату (около 10 долларов) можно на сайте таких систем Carfax или AutoCheck.
Там вы получите всю информацию: что на машине было установлено, кому она была продана, кому перепродана, где проходила обслуживание, что менялось, была ли в авариях и какие ремонтные работы были проведены. Даже пробег там указывается. То есть покупая б/у машину с американского или канадского рынков, новый автовладелец знает всю ее историю. Тут даже пробег не скрутишь. В Carfax все отражено. Остается накинуть километры, которые потребовались на перегонку машины, но они не в тысячах измеряются. Подобной системы нет ни в Европе, ни в Японии. Однако там действуют другие системы, сложившиеся годами. Приобретение б/у автомобиля, как правило происходит на аукционе. Однако перед тем, как выставить машину на продажу, аукцион проверяет всю ее подноготную, а также проводит необходимое техобслуживание. По сути, аукцион - и есть тот самый комиссионный магазин в российском понимании.
Как правило, большинство иностранцев весь срок эксплуатации автомобилей обслуживают машину в определенном центре. Однако есть некоторые исключения из правил, и даже на аукционе можно получить некорректную информацию о машине, а в итоге купить хлам.