В РФ появился общественный омбудсмен по делам малого бизнеса

Президиум правления Торгово-промышленной палаты РФ согласовал кандидатуру генерального директора Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса, члена президиума правления ТПП РФ Виктора Ермакова, выдвинутую Уполномоченным при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борисом Титовым на должность общественного омбудсмена по защите прав субъектов малого и среднего бизнеса.

Виктор Петрович, как родилась идея создания должности общественного уполномоченного по делам малого и среднего предпринимательства?

История началась несколько раньше, когда предпринимательское сообщество вышло с идеей создать структуру, которая бы могла серьезно работать над улучшением инвестиционного климата в России, а это значит разруливать системные проблемы и формировать благоприятную среду для развития бизнеса. Как вы знаете, президент страны эту мысль поддержал и назначил на конкурсной основе омбудсменом по делам предпринимателей Бориса Титова. И в аппарате бизнес-омбудсмена в развитие этой идеи через некоторое время было решено создать уполномоченных по отраслям, чтобы работа была максимально приближенной к проблемам конкретного бизнеса, а стало быть, более эффективной.

И когда Борис Титов предложил мне занять пост общественного омбудсмена по делам малого и среднего бизнеса, я ответил, что работа будет эффективной только в том случае, если все объединения предпринимателей эту идею поддержат и предоставят свои возможности в независимой общественной экспертизе, анализе конфликтов и т.д. И первый, кто эту идею принял и обсудил на заседании президиума, это ТПП РФ. И сейчас мы потихоньку начинаем разворачивать работу, чтобы решать те задачи, которые поставил перед институтом бизнес-омбудсмена президент страны.

Как будет строиться ваше взаимодействие с Борисом Титовым?

Мы сейчас разрабатываем регламент своей деятельности, и с принятием закона об Уполномоченном при президенте РФ по защите прав предпринимателей, проект которого сейчас активно готовится, все поступившие вопросы и жалобы, касающиеся деятельности малого и среднего бизнеса, он и его сотрудники будут адресовать нашему аппарату.

То есть если брать иерархию, он ваш начальник?

Конечно.

Почему на защиту малого и среднего бизнеса сделан отдельный акцент?

Да потому что там проблем больше. Не каждый чиновник посмеет вступить в конфликт с крупным бизнесом.

Удовлетворять чиновничьи амбиции, конечно, проще с бизнесом малым. А ведь малые и средние предприятия среди хозяйствующих субъектов на российском рынке занимают около 90%. Соответственно, примерно такой же процент проблем, связанных с бизнесом, касаются именно "малышей" и "середнячков".

В аппарат бизнес-омбудсмена уже поступали сигналы от представителей малого и среднего бизнеса на несправедливое к ним отношение? На что в основном жалуются?

На начало октября пришло уже около 500 обращений малого и среднего бизнеса, и в самые ближайшие дни мы начнем с ними работать. Жалобы в основном касаются рейдерских захватов, ущемления в правах по аренде помещений, "выселения" с занимаемых площадей, конфликтов с силовыми структурами. В полный рост встает проблема у московских бизнес-структур в связи с решением столичных властей лишить малый и средний бизнес льгот по аренде площадей. В общем, проблемы и беды самые разные. Здесь все зависит от фантазии региональных чиновников. Им иногда приходят на ум такие идеи, как "приструнить" малое предприятие и заставить его работать в интересах чиновника, что даешься диву. На 90% проблемы малого и среднего бизнеса создаются именно на местах. И такие проблемы как раз труднее всего решать. Что касается системных вещей, то я уверен, что здесь мы получим полную поддержку со стороны минэкономразвития.

Будут ли у вас "наместники" в территориальных ТПП?

С принятием закона о бизнес-омбудсмене появится институт региональных омбудсменов, но совсем необязательно, что они станут действовать от имени ТПП. А будут ли специальные региональные омбудсмены по делам малого и среднего бизнеса, считаю, это право регионов и навязывать свою идею им не стоит.

Есть ли регионы, где власть адекватно относится к проблемам малого и среднего бизнеса и поощряет их деятельность, и наоборот?

Конечно, есть много губернаторов, которые стараются этот сектор развивать. Но давайте все-таки начнем оценивать их помощь малому и среднему бизнесу после того, как получим статистику жалоб и решения обозначенных проблем. Тогда и увидим, кто из местных властей заинтересован в улучшении жизни в своем регионе, повышении качества услуг, которое население в основном получает как раз от малых и средних предприятий.

Такая статистика очень нужна. Планируется, что ежегодно бизнес-омбудсмен станет выпускать доклад о состоянии инвестклимата в РФ, и одной из его основ как раз будет статистика жалоб от представителей бизнеса из регионов. И мы уже обсуждаем с представителями минрегиона, которые оценивают деятельность губернаторов, что будем обмениваться информацией. Также увидим, как реагирует власть на решения регионального омбудсмена или ситуационного центра, устраняются ли недостатки или откладываются в долгий ящик.

Вообще считаю, что создание института бизнес-омбудсмена - это эпохальное решение. И если мы этот инструмент грамотно запустим, забудем личностные и межведомственные обиды, то сделаем колоссальный рывок в улучшении бизнес-среды и инвестиционного климата.

Как вообще будет налажена работа с жалобами? Не напрямую же к вам или Титову они станут поступать.

Надеюсь, что обращения от малого и среднего бизнеса будут идти через все объединения предпринимателей, так что без взаимодействия с "ОПОРОЙ России", "Деловой Россией", Российским союзом промышленников и предпринимателей эту работу качественно невозможно организовать.

А вообще алгоритм предполагается такой. Бизнес обращается к региональному омбудсмену. Если вопрос системный и региональной компетенции на это не хватает, допустим, несовершенство законодательства или спор по федеральной собственности и т.д., тогда жалоба уходит в центральный аппарат бизнес-омбудсмена. А уже оттуда перенаправляется в наше подразделение, если это проблема малого бизнеса. Мы ее рассматриваем, привлекая экспертов, затем передаем в ситуационный центр, который будет рассматривать заключения экспертов и принимать решения. И, конечно, по каждому случаю мы станем запрашивать мнение региональных объединений предпринимателей, поскольку они ситуацией на местах владеют лучше и знают все подводные камни.

Что касается ситуационного центра. Он создается на общественных началах или как очередная бюрократическая структура? И кто там будет работать: эксперты в своих отраслях - юристы, налоговики и т.д. - или чиновники из причастных министерств?

Вопрос скорее в компетенции Титова, но я скажу свое мнение. Считаю, что это должна быть структура на общественных началах, но входить в нее должны не просто представители федеральных ведомств, а именно чиновники высокого уровня. И на финальной стадии они должны принимать решения на основании заключения экспертов, таким образом, возлагая на себя ответственность за свое ведомство, поскольку как поступит федеральная структура, так эти действия будут тиражироваться ведомствами регионального уровня. Но пока этот вопрос на стадии нашего общего обсуждения.

А будет ли проверяться правдивость обращений малого и среднего бизнеса и чистоплотность самих жалобщиков?

В этом плане мы очень надеемся на региональные объединения предпринимателей, которые подскажут, кто есть кто. Потому что мало что можно скрыть от "коллег по цеху". Конечно, механизм элементарной проверки должен быть, и мы его создадим. Но я надеюсь, что в подавляющем большинстве к нам будут поступать обращения тех, кто честно и чисто работает и действительно страдает от несправедливых "наездов".