Россия будет наращивать производство зерна до 115-130 млн тонн в год

Накануне открытия XIV Всероссийской агропромышленной выставки "Золотая осень-2012", когда мы пришли в кабинет к министру сельского хозяйства РФ Николаю Федорову, чтобы поговорить о главных бедах АПК, он вдруг сказал, что когда в адрес наших тружеников села звучат особые слова благодарности, ему вспоминается старый добрый фильм "Свинарка и пастух". "Более 70 лет прошло, а идеи ленты до сих пор актуальны: обмен опытом, повышение мастерства, претворение в жизнь новых идей и перспективных решений, истинная любовь к земле. Это вечные, незыблемые ценности, основа мощи и богатства нашей страны", - уверенно заявил глава минсельхоза.

Николай Васильевич, с какими результатами сельхозпроизводители завершают в этом году уборочную страду? Какие регионы вы могли бы отметить?

Николай Федоров: Говорить о полном завершении уборки урожая пока рано: во многих регионах работы еще продолжаются. По прогнозам, общий валовой сбор зерна ожидается на уровне 72 млн тонн (внутреннее потребление около 70 млн тонн). С учетом переходящих запасов зерна (19,4 млн тонн) внутренние потребности обеспечены. Засуха оказала негативное влияние и на урожай других сельскохозяйственных культур. Но можно уверенно сказать, что жители страны будут обеспечены и картофелем, и овощами.

Пословица гласит, что "урожая на орехи двух лет сряду не бывает". Сейчас необходимо эффективно распорядиться собранным урожаем, подготовить элеваторные мощности для хранения зерна. Да, погода преподнесла нам немало сюрпризов, но хлеборобов это не испугало. Они во время уборочной страды проводили конкурсы косарей, комбайнеров - хороший стимул и побороться за победу, и уверенно смотреть в завтрашний день. Лучших аграриев будем чествовать на празднике "Золотой осени". Не хотел бы выделять "плохие" и "хорошие" регионы: главное - каждый труженик села внес свой вклад в обеспечение продовольственной безопасности Родины.

Россия намерена использовать возможности по наращиванию производства зерна в ближашие 10-15 лет до 115-130 млн тонн в год

Летом был принят важный и для отрасли, и для страны документ - Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Что вы считаете самым главным в этом документе? К каким результатам и в экономике, и в социальной сфере отрасль должна прийти через 8 лет?

Николай Федоров: Главные приоритеты Государственной программы на 2013-2020 годы - устойчивое развитие наших сельских территорий, повышение благосостояния, уровня жизни и занятости сельчан.

Другие стратегические цели - это обеспечение продовольственной независимости страны, повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках, что особенно актуально в рамках присоединения России к Всемирной торговой организации. Кроме того, обеспечение финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей, повышение эффективности использования земельных и других ресурсов, экологизация производства.

Прогнозируемые объемы производства сельхозпродукции и пищевых продуктов по большинству видов позволяют с учетом допустимого импорта обеспечить питание жителей страны по более рациональным нормам. Мы ожидаем, что индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2020 году по отношению к 2012 году составит 119,6%. Производство продукции животноводства вырастет на 19,8%, растениеводства - на 19%. А индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства составит 142%. Уровень рентабельности по направлениям хозяйственной деятельности к 2020 году с учетом субсидий должен дойти среднем до 3 процентных пунктов.

Среднегодовой темп роста продукции сельского хозяйства в период до 2020 года должен составить не менее 2,4-2,5%, производства пищевых продуктов - 3,5-5%. Предполагается, что более высокими будут темпы роста по группе мяса и мясопродуктов, молока и молочных продуктов, плодоовощной продукции.

Очевидно, что в России есть дефицит производственных мощностей для переработки, "хромает" логистика. Как будут решаться эти проблемы?

Николай Федоров: Как говорится, не тот урожай, что в поле, а тот, что в закромах. Поэтому и в рамках новой Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы предусмотрено создание системы оптовых распределительных центров, которые помогут расширить рынки сбыта продукции. Это направление даст возможность сельхозтоваропроизводителям выйти на более современный уровень, стать равноправными участниками в этом сегменте рынка, а также, минуя многочисленных посредников, находить своих партнеров. Предполагается, что центры будут предоставлять весь комплекс услуг по реализации сельхозпродукции, включая организацию торговых мест, предоставление необходимого оборудования, складских помещений, холодильных камер, транспортных и погрузочных средств, предпродажную подготовку (доработку) продукции, в том числе расфасовку и упаковку, контроль качества и проверку на соответствие действующим нормам безопасности реализуемой продукции. Новые правила игры, безусловно, будут более прозрачными и смогут дисциплинировать всех участников рынка.

Создание таких центров позволит развить товаропроводящую инфраструктуру и логистику агропродовольственного рынка, расширить рынки сбыта продукции, а также обеспечить формирование более справедливой рыночной цены. Кроме того, предусмотрены новые стимулы, а в некоторых регионах даже площадки под строительство перерабатывающих предприятий.

Как именно государство поддержит такие центры?

Николай Федоров: На это будут выделяться средства федерального бюджета, предусматриваемые на поддержку экономически значимых региональных программ. Финансирование предполагается на конкурсной основе в виде субсидий бюджетам субъектов РФ, представивших целевые комплексные программы развития данной подотрасли сельского хозяйства с учетом требований Госпрограммы. Центры в максимальной степени будут способствовать решению проблемы сбыта сельхозпродукции и развитию агропромышленного комплекса региона в целом. Тем самым будут соблюдены интересы государства (развитие отечественного агропродовольственного рынка и обеспечение продовольственной безопасности), товаропроизводителей (востребованность продукции и равные условия для выхода на конкурентный рынок), потребителей (качественные продукты по разумным ценам), местных органов власти (приток инвестиций, развитие рыночной инфраструктуры, создание новых рабочих мест) и инвесторов.

На деловом саммите АТЭС Президент России Владимир Путин заявил, что к 2020 году наша страна будет ежегодно производить 120-125 млн тонн зерна, и это увеличит ее экспортные возможности до 30-35, а то и до 40 млн тонн. Эксперты полагают, что Россия могла бы ежегодно продавать за границу и 50 млн тонн зерна, но для этого предстоит решить ряд вопросов. В первую очередь, дать четкие ориентиры для бизнеса, каким государство видит развитие агропродовольственного рынка, в том числе через экспорт. Как будет строиться эта работа?

Николай Федоров: В последние годы Российская Федерация не только обеспечивает свои внутренние потребности в зерне. Мы вошли в тройку ведущих стран-экспортеров зерна, став одним из гарантов глобальной продовольственной безопасности. Россия намерена использовать возможности по наращиванию производства зерна в ближайшие семь лет до 115 млн тонн в год. Это позволит обеспечить стабильный экспорт зерна.

Но для реализации такого стратегического проекта необходимо выполнить ряд условий. Во-первых, увеличить мощности объектов по хранению зерна в объеме не менее 130 млн тонн, в том числе за счет реконструкции и строительства хранилищ у сельскохозяйственных производителей, линейных и узловых элеваторов. Во-вторых, это маршрутизация перевозок зерна, развитие автомобильного (на коротких плечах) и водного транспорта по схеме "Юг-Север" для бесперебойного грузооборота и создания эффективных логистических цепочек. И, наконец, необходимо развивать порты Азовско-Черноморского бассейна, Балтики и Дальнего Востока и их инфраструктуры с увеличением грузооборота зерна на 20 млн тонн в год.

Нашим министерством разработана и реализуется целевая программа "Развитие инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка", позволяющая расширить возможности по хранению и сбыту сельскохозяйственной продукции. Приоритетное внимание уделено развитию инфраструктуры и транспортной логистики зернового рынка, включая строительство, реконструкцию и модернизацию мощностей для хранения зерна, морских зерновых терминалов.

Для развития инфраструктуры зернового рынка ОАО "Объединенная зерновая компания" стимулирует строительство портовых морских и речных элеваторов, тринадцати узловых и двух линейных элеваторов, а также реконструкцию шести действующих линейных элеваторов, пункта перевалки зерна и двух перерабатывающих предприятий. Кроме того, прорабатывается вопрос о строительстве в порту Зарубино зернового экспортного терминала с обеспечением годовой перевалки зерна в объеме до 8 млн тонн к 2017 году.

Минсельхозом заключено соглашение о сотрудничестве с РЖД в рамках развития перевозок зерна. Одна из основных целей - развитие инфраструктуры и формирование системы маршрутных перевозок зерна, что позволит сократить время транспортировки, снизить расходы по доставке груза и увеличить оборачиваемость вагонов-зерновозов.

Кроме того, наше министерство планирует усилить господдержку региональных программ, предусматривающих компенсацию части затрат по транспортировке сельхозпродукции, в первую очередь, из отдаленных от рынков сбыта регионов Урала, Сибири и Дальнего Востока.

Основной прирост производства бедут достигнут за счет увеличения производства свиней на убой на 5% и птицы - на 9,2%

Будут ли в этом сельскохозяйственном сезоне вводиться ограничения на экспорт зерна? Как сейчас складывается ситуация на рынке?

Николай Федоров: Ограничение экспорта зерна, как показывает опыт, становится серьезным ударом по производству растениеводческой продукции, снижает конкурентоспособность российского зерна на внутреннем и внешнем рынках. Запрет экспорта в 2010/2011 сельскохозяйственном году на фоне уменьшения объемов производства из-за засухи не позволил сельхозтоваропроизводителям покрыть свои затраты, при этом значительные объемы зерна оказались невостребованными на внутреннем рынке. Кроме того, в следующем сезоне приходилось заново осваивать наши традиционные рынки со значительным дисконтом (30-50 долл. США/т), что также существенно снижало доходы аграриев. Отдельно стоит сказать, что это все возвращается потребителям бумерангом в виде существенного роста цен на все импортируемое страной продовольствие на прилавках наших магазинов.

Сейчас на российском зерновом рынке России наблюдается рост цен, вызванный высоким спросом со стороны внутренних потребителей и экспортеров. Такое положение, скорее всего, сохранится до момента, когда на рынке начнется массовое поступление зерна нового урожая. В октябре-декабре 2012 года эксперты ожидают относительную стабилизацию цен в параметрах мировой конъюнктуры. Чтобы оказать необходимое влияние на внутренние цены у нас все готово для начала точечной товарной интервенции по отдельным регионам страны. Для этого у нас имеется без малого 5 млн тонн зерна в интервенционном фонде.

Что уже сделано для того, чтобы в следующем году получить хорошие результаты работы и в растениеводстве, и в животноводстве?

Николай Федоров: Отмечу, что финансирование мероприятий подпрограммы "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" по сравнению с 2012 годом увеличено на 14% - с 40,2 млрд рублей до 45,9 млрд рублей.

Одновременно с завершением уборки сельхозкультур идет закладка урожая будущего года. Из прогнозных 16,8 млн гектаров озимых зерновых культур под урожай 2013 года посеяно около 14 млн гектаров, это 82% к прогнозу, что выше уровня прошлого года.

В Государственной программе развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы предложены новые формы в системе субсидирования сельскохозяйственного производства. В частности, это укрупнение субсидий с последующими прямыми выплатами сельхозтоваропроизводителям, которые смогут расходовать средства на те цели, которые считают первоочередными: от приобретения минеральных удобрений и ГСМ до оплаты процентов по краткосрочным кредитам. Размер ставок субсидий будет рассчитываться на гектар посевной площади с применением индекса, учитывающего биоклиматический потенциал территории и состояние плодородия почв. Такие меры господдержки станут базовыми для всех отечественных сельхозтоваропроизводителей.

Ощутимым стимулом для развития молочного скотоводства станут новые субсидии на 1 кг реализованного (товарного) молока не ниже первого сорта, на компенсацию части затрат по страховым платежам. Очень существенно, что предусмотрено и продление сроков субсидирования инвестиционных кредитов до 15 лет.

Особое внимание уделяем развитию племенной базы в скотоводстве, развитию мясного животноводства: объем поддержки федерального бюджета - порядка 10 млрд рублей в год.

Чем порадует этот год? Ваши прогнозы...

По оценкам экспертов, в этом году производство скота и птицы на убой в живой массе во всех категориях хозяйств составит 11,5 млн тонн, что на 4,9%, или на 534,7 тысяч тонн больше уровня 2011 года. Основной прирост производства будет достигнут за счет увеличения производства свиней на убой на 5% и птицы - на 9,2%. Ожидается, что во всех категориях хозяйств в нынешнем году год произведут 32,1 млн. тонн молока, что на 432,8 тыс. тонн или на 1,4% больше, чем в прошлом году. Благодаря реализации крупных инвестиционных региональных проектов, модернизации производственных мощностей в отрасли ожидаются и другие позитивные изменения.

Жизнь не стоит на месте. Каждый новый день ставит перед нами задачи, требующие творческого поиска нестандартных решений. Сельское хозяйство никогда не было простой отраслью экономики, а крестьяне - всегда готовы к испытаниям. Вот почему и наша ставка - на профессионализм, постоянный поиск новых идей и креативных подходов, постановку амбициозных планов. В этом мы видим ключ к успеху, благополучию и процветанию. А иначе неинтересно жить и работать!

Подготовили Алена Узбекова, Ольга Бухарова

Досье

Николай Васильевич Федоров родился в 1958 году в деревне Чедино Мариинско-Посадского района Чувашии. В 1980 году окончил юридический факультет Казанского государственного университета, в 1985 году - аспирантуру Института государства и права АН СССР.

С 1980 по 1989 год работал в Чувашском государственном университете.

В 1989 году был избран народным депутатом СССР по Московскому национально-территориальному избирательному округу Чувашии. С 1989 по 1990 год - член Совета Национальностей Верховного Совета СССР. Входил в Межрегиональную депутатскую группу.

В 1990 году - министр юстиции в правительстве Ивана Силаева.

В 1991 году - член Государственного совета при президенте России. В 1993 году ушел в отставку с поста министра юстиции. Работал обозревателем "Общей газеты". В 1993 году возглавлял Московскую городскую коллегию адвокатов и комитет "Согласие ради Отечества".

С 1993 года - президент Чувашской республики. В 1996 году - член Совета Федерации. В 2001 году был в третий раз был избран президентом Чувашии и сложил с себя полномочия члена Совета Федерации в связи с изменением принципа формирования Совета.

По 2010 год - президент Чувашской республики. В 2010 году - член Совета Федерации. В сентябре 2010 года включен в состав комиссии при президенте России по модернизации и технологическому развитию экономики России.

В январе 2011 года - представитель России в парламентской ассамблее совета Европы. В мае 2011 года по предложению Владимира Путина возглавил совет директоров фонда "Институт социально-экономических и политических исследований".

21 мая 2012 года указом президента РФ назначен министром сельского хозяйства России.

Награжден орденами "За заслуги перед Отечеством" IV и III степеней, высшими наградами Русской православной церкви.

Женат. Есть сын и дочь

Нажмите на изображение для просмотра в полном размере

Нажмите на изображение для просмотра в полном размере