Однако только этим нынешний хозяин Елисейского дворца ограничиваться не намерен. Хотя он назвал предлагаемые им меры "реорганизацией" школьной жизни, речь, скорее всего, идет о ее серьезной реформе.
Об этом, в частности, свидетельствует такое революционное предложение, как отмена домашних заданий. Олланд считает, что их надо делать в школе, а не дома. При этом он особо подчеркнул: в школьных стенах можно обеспечить лучшую подготовку учеников к урокам и при необходимости эффективную помощь со стороны педагогов. Это положение, судя по всему, было подсказано Олланду и министру образования Венсану Пейону Федерацией родителей французских учеников (ФРФУ). Последняя уже давно выступает за отмену таких заданий. По мнению активистов, они отнимают массу сил у детей, слабо способствуют успеваемости, а также вызывают конфликты в семьях. Президент федерации Жан-Жак Азан убежден, что "домашними заданиями учителя перекладывают часть своей работы на плечи родителей", которые не всегда способны помочь своим чадам. Это приводит к неравенству при подготовке к урокам, а, значит, низкой успеваемости.
Реформа также предусматривает постепенный отказ от традиционной практики, когда отстающего ученика оставляют в том же классе для повторного прохождения программы. По словам французского президента, "это не всегда полезно", "экономически невыгодно", а, значит, в деле избавления от второгодников надо искать "новые подходы". Какие? В первую очередь речь идет о своевременном выявлении отстающих и оказании интенсивного содействия им со стороны педагогов, что станет возможным при запланированном расширении штатов. Еще одной мерой может стать организация специальных классов, где программа двух годов обучения будет растянута на три.
Пожалуй, наибольшие дискуссии в предстоящие недели вызовет еще одно предложение Олланда. Оно касается пересмотра системы оценок, которые выставляют школьникам учителя. По убеждению французского президента, "оценка должна прежде всего указывать на уровень знаний ученика, а не наказывать его". То есть акцент, по его мнению, следует делать на "простой, ясной оценке", которая бы позитивно настраивала школьника и была понятна его родителям. Во что конкретно выльется этот пересмотр, пока трудно сказать. К полной или частичной отмене оценок? К переходу к иной модели? В любом случае около 69 процентов взрослых французов выступает за то, чтобы в той или иной форме система оценок оставалась.
Помимо этого Олланд намерен увеличить число учебных дней в начальной школе. В ней дети не учатся по средам, субботам и воскресеньям. Судя по всему, французские школьники вернутся к неделе из четырех с половиной дней, как это было прежде.
Большие усилия французскому образованию, особенно начальному, предстоит приложить в так называемых неблагополучных районах с высокой концентрацией выходцев из иммигрантской среды. Там в "материнские школы", по-нашему ясли, станут принимать детей не с трех лет, как сейчас, а еще раньше. Этот шаг Олланд объяснил тем, что "именно в самом раннем возрасте начинает складываться неравенство", которое позже оставляет глубокий отпечаток на человеке, не получившем базовые знания и ценности. Проект закона французский парламент обсудит ближе к декабрю.