Здесь, конечно же, вспомнили об истоках законодательной власти в арктическом крае, в свое время сформированной преимущественно из представителей тундровых народов. Они и сегодня, независимо от их численности и степени раскрутки бренда "газовая житница страны", определяют лицо региона - повседневное и парадное, как субъекта Федерации и как субъекта международного сообщества. Тем более что Ямалу до настоящего времени удается сохранять баланс интересов. Преобладающая часть ненцев и хантов занята привычным делом: выпасают оленей, ловят рыбу. А промышленники осваивают новые месторождения, продвигаются все дальше в тундру, к побережьям, заключая с органами власти, общинами компенсационные договоры. По объему бюджетной поддержки коренных народов никакой регион с Ямалом не сравнить. Здесь и качество жизни кочевников намного выше.
Однако с увеличением масштабов индустриальной экспансии обостряются вопросы о формах сосуществования традиционной северной цивилизации и, как выразился один из участников конференции, цивилизации потребителей недр.
У каждого из 28 субъектов РФ, в которых проживают коренные малочисленные народы (КМН), наработана своя практика. Ученые, анализируя как успешный, так и провальный опыт, сошлись во мнении: проблему следует рассматривать в общефедеральном ракурсе, надо выработать принципы внятной государственной политики для всех этажей власти. С ними солидарен спикер Законодательного собрания ЯНАО Сергей Харючи. Ранее, участвуя в дискуссии на первом заседании Совета при президенте России по межнациональным отношениям, он пришел к аналогичному выводу. Выход, по его словам, в соучастии всех народов страны в управлении государством, начиная с уровня местного самоуправления, и при этом без чрезмерной централизации.
Где пробелы? Доктор юридических наук, профессор Высшей школы экономики Владимир Кряжков убежден в целесообразности наделения общин полномочиями органов местного самоуправления, а общественных организаций КМН - правом на разработку и внесение законопроектов. Как минимум спорен отказ от системы квотирования мест за этническими меньшинствами в представительных структурах власти, равно как и сокращение полномочий субъектов РФ относительно малых народов.
Доцент Института права, экономики и управления Тюменского госуниверситета Елена Гладун считает, что во избежание конфликтных, тупиковых ситуаций надо переходить от довлеющей ныне модели опеки к модели соуправления. Последняя подразумевает совместное с властями принятие решений по условиям пользования земельными, лесными угодьями, недрами, участие представителей КМН в экологических экспертизах. Но прежде следует создать стройную концепцию развития коренных малочисленных народов, принять профильный федеральный закон, устранив с его помощью противоречия и недочеты в существующей нормативно-правовой базе.
Предложения экспертов вошли в итоговый документ салехардской конференции. С ним уже знакомятся депутаты Госдумы и члены Совета Федерации.