Как узнала корреспондент "РГ", в Воронеже уже сложился определенный круг предприятий, использующих технологии М2М (machine-to-machine) для беспроводного доступа к информации об удаленных объектах - в том числе живых. Однако многие считают такую слежку незаконной.
- Суть М2М-решений в том, чтобы с помощью специальной sim-карты наблюдать за состоянием банкоматов или платежных терминалов, отслеживать путь транспортного средства или конкретного человека, на чей рабочий телефон она установлена. Международный роуминг позволяет отслеживать груз в любой точке мира. Можно передавать информацию, полученную с видеокамер, посредством sms и mms, - поясняет директор по корпоративному бизнесу воронежского филиала компании-оператора мобильной связи Елена Турбина. - В Воронеже среди тех, кто уже внедрил эту технологию, преобладают организации торговли и транспортного комплекса (по 20 процентов), сферы безопасности и промышленности (по 17 процентов). В настоящее время в стране около полутора миллионов активных М2М sim-карт, в 2015 году их количество может вырасти до 18,5 миллиона.
Мобильный контроль помогает оптимизировать бизнес-процессы и сократить издержки, считает исполнительный директор межрегиональной транспортно-логистической ассоциации Максим Касаткин:
- Установка датчика на бензобак дает до 30-40 процентов экономии топлива. В принципе, те же задачи решаются и с помощью GPS-навигатора, но с ним водителю проще смухлевать: подкрутил что-нибудь в приборе и "пропал с радаров". А sim-карта при вставленном аккумуляторе в любом случае держит связь с сетью - тут уж только если телефон сломать... Есть M2M-решение для контроля над холодильным транспортом. Вечная проблема: при загрузке товара в камере было плюс два, а пока довезли заказчику - стало плюс 15. Специальное устройство позволяет увидеть, включал ли водитель охлаждение в пути или экономил бензин, чтобы потом его слить. Некоторые говорят, что им не хватает функции обратной голосовой связи - чтобы, позвонив в кабину дальнобойщика, проверить, не взял ли он вопреки запрету попутчика.
А иногда бывает достаточно sms-уведомления о том, что машина прибыла в нужный пункт. Такую услугу использует один из членов ассоциации - крупный производитель молочной продукции, поставляющий детское питание даже в мелкие сельские торговые точки. Дело неприбыльное, поэтому дорогие варианты контроля тут неуместны. Торговые фирмы посредством sim-карт получают уведомления о местонахождении своих представителей, чтобы не сомневаться в том, что они посещали ту или иную точку и находились там положенное время.
По словам Касаткина, единственная проблема мобильного контроля связана с тем, что у всех операторов сотовой связи есть зоны неуверенного покрытия: попав в нее, транспорт с датчиком временно уходит из-под наблюдения, порой для передачи данных не хватает пропускной способности канала. Но бизнесмены полагают, что с развитием сетей и ростом популярности данной услуги трудности будут преодолены.
А вот у рядовых "объектов слежения" вопросов куда больше. Люди опасаются тотального контроля и видят в нем нарушение конституционных прав на неприкосновенность частной жизни. Где гарантия, что "надсмотрщик" не станет прослушивать личные переговоры или отслеживать историю ваших перемещений в выходные дни, чтобы потом с корыстной целью "слить" кому-нибудь эти данные?
- Само по себе использование технологий наблюдения за удаленными объектами не идет вразрез с Конституцией, - подчеркивает руководитель аппарата уполномоченного по правам человека в Воронежской области Владимир Белоножкин. - Но работодатель должен предупреждать сотрудников о том, как именно он собирается их контролировать. Если это будет контроль над корпоративными sim-картами - в трудовом договоре следует прописать, что наблюдение устанавливается только на период занятости гражданина в данной организации и будет вестись только в рабочее время. И если права работника нарушат, он будет вправе обратиться в суд.
Иными словами, находясь в "казенной" машине или за рабочим компьютером и звоня за счет фирмы с корпоративного номера, человек не вправе скрывать свои действия за ширмой частной жизни. Ожидать, что контроль продолжится в нерабочее время, тоже не следует.
- Я не знаю предпринимателей, которым интересны личные переговоры сотрудников. Мы не маньяки. У нас полно своих проблем, и лишняя информация о посторонних людях - ни к чему, - уверяет Максим Касаткин. - Наша цель - заработать деньги, и пресловутая "слежка" - лишь один из инструментов управления бизнесом. Мы ставим датчики, потому что хотим проверять, насколько ответственно тот или иной подчиненный выполняет должностные обязанности. Потому что безалаберность людей бьет по бюджету компании. Представьте: машина с товаром выехала со склада и пропала. Это большие денежные риски. Когда человек предупрежден об ответственности за нарушение в рамках Трудового кодекса, то о каком ущемлении прав может идти речь? Если бы сотрудники в рабочее время занимались делом, никто бы к этой слежке не прибегал. Так что те, кто этого боится, наверное, в чем-то халтурят. Чтобы защитить свою частную жизнь, порой достаточно не использовать корпоративный мобильник для интимных переговоров. А на выходные служебную sim-карту можно, на худой конец, в холодильник класть. Тогда уж никто не "засечет".
Сергей Постовалов, замначальника полиции ГУ МВД России по Воронежской области:
- Оборудование, аналогичное М2М, установлено на патрульных автомобилях, что позволяет проследить за их передвижением. Хотелось бы, чтобы подобные решения применяли группы быстрого реагирования и охранные предприятия. Технологии удаленного доступа будут применять и в аппаратно-программном комплексе "Безопасный город", который в Воронеже все же начнут внедрять. Сейчас включается лишь некоторый его сегмент. Это позволит, допустим, из патрульной машины "пробить по базам" подозрительного человека. В перспективе можно будет передавать по беспроводной связи фотографии задержанных лиц, чтобы пострадавший или очевидец, находясь в автомобиле полиции на месте совершения преступления, мог их оперативно опознать.