Есть психологические механизмы, которые позволяют "зацепить" клиента. Скажем, добрые герои старых советских сказок гораздо сильнее привлекают детей и взрослых. Мы, например, исследовали степень влияния разных сказочных зверей на детскую аудиторию. Знаете, кто занял первое место? Кролик! Потому что он беззащитный, маленький и пушистый. Он не агрессивен, его легко взять в руки. Речь идет об ощущениях! Погружение в детство, сказочная страна, волшебный мир - все это меняет отношение к туру.
Надо корректировать систему подачи информации и выставочную деятельность. Оригинальные вещи пусть остаются за стеклом, но можно предложить посетителям взять в руки копии, тогда аудитория загорится. Нужно трогать, смотреть, ощущать. Мы проводили исследование в одном из музеев - давали в руки женщинам оружие. Реакция потрясающая: они все выходили в восторге и обещали вернуться с детьми. Это - лучшие слова!
Я в деталях знаком с тем, как возникла идея "поселить" Деда Мороза в Великом Устюге. Там не спрашивали мнения местных жителей, зато, кроме всего прочего, проект имел хорошее финансирование. И в Мышкине смогли реализовать идею, которая лежала на поверхности. В селе Вятском создали прекрасный музей ангелов. Скромный информационный потенциал смогли реализовать на высоком уровне. Вывод: чтобы люди ехали на определенную территорию, должны, в первую очередь, быть объекты показа. Теперь они есть в Великом Устюге, Мышкине и Вятском... Они есть и в Туле. Например, музеи самоваров и пряников, но о них мало кто знает.
Но есть множество городов, где такие объекты отсутствуют. И начинать им с объектов размещения и досуга - сильнейшее заблуждение. Например, каждая из территорий, входящих в "Золотое кольцо", имеет свою программу, а туристы в результате смотрят практически одно и то же. Мы посчитали, что на большом маршруте "Золотого кольца" туристы осматривают 77 церквей. Иностранцы изумляются: "Каждый день по 5-6 монастырей и несколько церквей! Есть тут что-то еще?". Но другие объекты никто не создает. А надо открывать музеи нового типа, инновационные. Каждая территория борется за себя, хотя можно популяризировать межрегиональные маршруты.
Я много лет занимаюсь проблемами развития "Золотого кольца" и могу сказать, что одни и те же беды по одним и тем же территориям "кочуют" из года в год. Говорю именно о развитии территории через туризм - это сильнейший катализатор процессов. Есть рецепт устойчивого развития - консолидация власти, бизнеса и общества. Но необходимо менять парадигму мышления чиновников, причастных к развитию туризма в нашей стране. Эта отрасль требует вовлеченности, ежедневной работы. Ее результаты видны далеко не сразу, хотя чиновнику нужно видеть эффект от развития туризма. Пока же у нас есть только затратная часть, а отдачи нет.