Сейчас этот надзор осуществляют госинспекции труда (ГИТы) в составе Федеральной службе по труду и занятости (Роструд). Однако против такой передачи выступают единогласно и профсоюзы, и работодатели, и независимые эксперты. Общее мнение - этот шаг убьет ГИТы.
Поручение о подготовке законопроектов по передаче полномочий было дано на заседании правительства еще в июле, тогда же установлен срок - до 1 ноября.
Корреспондент "РГ" попытался выяснить в министерствах труда и регионального развития, на какой стадии сейчас находится документ и является ли окончательным решение о передаче госинспекций труда регионам, но получил весьма расплывчатые ответы. Мол, законопроект согласовывается, и в каком виде он будет на выходе, предсказать нельзя. Однако эксперты, не дожидаясь итоговой версии документа, бьют тревогу.
Как отметила директор управления рынка труда и социального партнерства Российского союза промышленников и предпринимателей Марина Москвина, не должно быть так, чтобы контроль над исполнением федерального трудового законодательства зависел от региональных властей. "Есть много межрегиональных компаний, и их, безусловно, должна контролировать федеральная структура. Трудно представить, как это смогут организовать региональные власти", - говорит Москвина.
В Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) считают, что передача невозможна уже хотя бы потому, что по Конституции госнадзор за соблюдением федеральных законов отнесен к исключительной компетенции федеральных органов власти. Кроме того, сейчас в стране 10 тысяч учреждений имеют федеральное подчинение и более 400 тысяч - региональное и муниципальное. Всего в бюджетном секторе работают порядка 14,6 миллиона человек. Более 10 миллионов из них - в региональных и муниципальных учреждениях образования, здравоохранения, культуры. И, как отмечают в ФНПР, в них тоже нередки случаи нарушений трудового законодательства. А проверки госинспекций труда показывают: зачастую региональные и местные должностные лица либо непосредственно виновны в выявляемых нарушениях (в частности, по вопросам оплаты и охраны труда), либо всячески их покрывают. "Если ГИТы передать регионам, возникнет конфликт интересов, в результате которого работники останутся без защиты, зато показатели нарушений по отношению к ним резко уменьшатся", - говорит глава ФНПР Михаил Шмаков. Он также напомнил, что Роструд является членом Международной ассоциации инспекций труда - неправительственной организации, признанной Международной организацией труда. С упразднением Роструда Россия потеряет и членство в этой организации, и руководство в ней. Как считают в ФНПР, службу, наоборот, надо укреплять, а Роструд передать в подчинение напрямую правительству.
Бывший замминистра минздравсоцразвития, ныне - проректор Академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ Александр Сафонов тоже убежден, что передача полномочий в сфере охраны труда регионам как минимум плохая идея.
"Губернатор отвечает за развитие бизнеса в регионе, по этим показателям, в частности, оценивается эффективность его работы. А значит, он не будет заинтересован в хорошей работе инспекций по труду и выявлении нарушений у бизнеса. Я уже не говорю о коррупционной составляющей. Если в руках губернатора сосредотачиваются функции контроля, он может остановить любой внерегиональный бизнес или перекрыть бизнес, неблизкий его команде, - поясняет Александр Сафонов. И добавляет: - Даже в Америке инспекции по труду имеют федеральное подчинение, как и служба, которая занимается арбитражем трудовых конфликтов".
Есть еще один аспект - аттестация рабочих мест, которая не так давно стала независимой. "Мы создавали наднациональную систему. А тут появится возможность давить на тех, кто исполняет эти работы", - продолжает эксперт. Особенно это актуально ввиду предстоящей пенсионной реформы, в рамках которой предполагается повысить страховые тарифы для предприятий с вредными условиями труда. "Теперь представьте, что губернаторам передали полномочия по надзору за качеством труда. К нему придут главы компаний и скажут: мы дорого платим в Пенсионный фонд. Вы думаете, после этого не будет дано указаний расценивать эти рабочие места как невредные? И перепроверять никто не будет", - добавляет Александр Сафонов.
Доцент кафедры теории и практики госуправления НИУ ВШЭ Павел Кудюкин тоже убежден, что с охраной труда в стране все будет совсем плохо. "Сейчас и так не хватает инспекторов для осуществления качественного контроля. Кроме того, у инспекций сегодня слишком мало инструментов для защиты трудовых прав людей. И если их не укрепят, а передадут регионам, ситуация с соблюдением трудового законодательства резко ухудшится", - подытожил эксперт.