Как пояснил "РГ" директор департамента туризма минкультуры Сергей Корнеев, под экстренной помощью понимается эвакуация туриста с курорта, а также оплата услуг по размещению в гостинице, осуществляемые специально созданным для этих целей объединением туроператоров в сфере выездного туризма. Пока данная некоммерческая организация называется "Турпомощь". В течение года в это отраслевое объединение должны вступить все туроператоры, продающие путевки за рубеж, после чего будет сформирован компенсационный фонд для экстренной помощи туристам. Деньги предназначены исключительно тем, кто отправился на отдых через турфирму, но та приказала долго жить.
Деньги из фонда также не могут идти на медпомощь туристам или возращение домой тех, кто остался за границей без средств к существованию (например, были ограблены). В случаях стихийных бедствий, техногенных катастроф, терактов, политических волнений обязанность по спасению туристов ложится на государство.
При этом, по словам вице-президента Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрия Барзыкина, у туриста остается право отказаться от помощи "Ростурпомощи" и решать свои проблемы самостоятельно, а по возвращении домой обратиться за компенсацией к страховщику турфирмы. "Этот вариант, скорее всего, будет применяться в странах, где туристов из России не так много - где-нибудь в центральной Африке, например", - пояснил Юрий Барзыкин. С началом работы фонда эксперт фактически исключил варианты, когда денег на компенсации туристам может не хватить.
По предварительным расчетам, минимальный объем фонда должен составить 230 миллионов рублей. Если за год выплат не было, то на следующий год эта сумма увеличится. "По статистике в пик сезона за границей одновременно может находиться порядка 25 тысяч россиян. То есть денег фонда должно хватить на вывоз 15-20 тысяч соотечественников. К счастью, такая массовая эвакуация вряд ли может потребоваться - ведь не могут же все туроператоры обанкротиться одновременно", - заметил вице-президент РСТ.