На первый после конкурса урок Сан Саныча - так называют Демахина в школе - ученики валят валом. У двух десятых классов совместный урок-игра по творчеству художников Делакруа и Блейка: у кого лучше выражен принцип романтизма? Одна команда на примере выбранной картины приводит аргумент, другая - контраргумент. Сан Саныч направляет дискуссию, иногда присаживаясь на краешек стола, на котором стоит Хрустальный пеликан, полученный из рук президента...
Школа, в которой преподает Учитель года-2012, необычная. Она не вписывается в рамки профильного образования: не ограничивает ребят 2-3 профилями, давая глубокое базовое образование по всем предметам. Может быть, поэтому на 50 выпускников гимназии приходится 40 абсолютно разных по профилю вузов, куда они поступают.
Александр Демахин - один из самых молодых лучших учителей России. Ему 27 лет. И он практически не отличается от рослых старшеклассников и выпускников школы, которые пришли поздравить его с победой в конкурсе. Но ему это не мешает. За чашкой чая после уроков он рассказал - почему.
Александр Демахин: Современные дети свободны в лучшем смысле этого слова. Во всяком случае, мои ученики такие. Они дарят такие мысли, до которых сам бы не додумался. А вообще, учителем можно работать до тех пор, пока чувствуешь: все - по живому. Как только пойму, что, входя в класс, начинаю играть некий образ, выполнять программу, скажу себе: хватит.
Чему вы хотите научить детей?
Александр Демахин: Мне бы хотелось дать им почувствовать вкус от самого процесса образования. У меня есть лозунг - "культура проходит сквозь нас". К сожалению, сегодня все чаще получается так, что школа - отдельно, а то, чем живет ребенок, - само по себе.
Вы закончили школу в 2002 году. Сдавать ЕГЭ не пришлось?
Александр Демахин: Нет. Но зато когда три года назад поступал в ГИТИС, сдавал. Ничего страшного. Просмотрел демоверсии ЕГЭ, за две недели освежил тексты по литературе. И все. Не знаю, к чему эдакому готовят в тех школах, где занятия в старших классах всецело отдают подготовке к ЕГЭ. Сам экзамен, конечно, мог бы быть более "тонким". В материалах по литературе, к примеру, есть задание якобы на анализ текста. Отрывок и несколько вопросов к нему. Например: "Как называется средство, описывающее внешность человека в цитате такой-то". Понятно же, что речь о портрете. Никакого анализа не требуется.
Рады, что по вашему предмету не сдают "единый"?
Александр Демахин: Честно говоря, да. И вообще, рад, что по большому счету, пока никому из контролирующих инстанций мой предмет не нужен.
В конкурсной анкете вы написали, что ваше кредо - быть Дон Кихотом. Это как?
Александр Демахин: У Дон Кихота есть то сокровенное, во что он свято верит. Мне хочется, чтобы мои ученики мыслили свободно, ассоциативно, чтобы не были сухими анализаторами. Как остаться "живым" и при этом быть глубоким - вот вопрос, на который я ищу ответ каждый день вместе с ними.
Ваше любимое произведение - "Игра в бисер" Германа Гессе. Роман не из легких. А вы даже авторскую игру по нему придумали для старшеклассников.
Александр Демахин: Книгу я прочел между 9-м и 10-м классами. Причем прочел как бы назло: кто-то сказал, что вот ее-то мне точно никогда не осилить. Мне стало интересно. Потом даже сделал спектакль по разным произведениям Гессе. Как играем? Берем эпоху в истории искусства и строим цепь ассоциаций между конкретными понятиями, деталями. Эта игра - тренировка остроумия. Но не в том смысле, который нам навязывают разные телевизионные шоу. Остроумие - острая иголка, которой ум шьет мысли. Дети это "считывают".
Ректор Садовничий назвал вас учителем нового поколения. Вы себя таким считаете?
Александр Демахин: Однажды основатель нашей гимназии Иосиф Ольбинский сказал, что в школе должен быть "дежурный по апрелю". Хочется верить, что у меня получается быть именно таким педагогом. Очень важная вещь - радость мышления. Эйнштейн на фотографии показывает язык! Великие понимали, что мыслительный процесс - это радость. Когда дети приходят на мои уроки, я стараюсь сделать так, чтобы они улыбались.