- На вашем сайте я прочитал предуведомление для тех, кто вам пишет: "Оставляю за собой право стереть в своем ЖЖ без ответа любой вопрос, ответ на который либо давал я сам, либо можно найти запросом в Гугле или Яндексе. Буду удалять вопросы, на которые я уже отвечал". Скажите мне, что это за вопросы, чтобы я их не задавал.
- Самый часто задаваемый вопрос: откуда я так много знаю.
- И как вы на него отвечаете?
- Ответ состоит из нескольких пунктов. Во-первых, когда более полувека непрерывно читаешь, позади глаз понемногу накапливается осадок. Во-вторых, все участники интеллектуальных телеигр знают намного меньше, чем кажется со стороны, зато думают намного больше, чем кажется со стороны. Дело в том, что в наших телеиграх вопросы строятся таким образом, чтобы на ответ можно было выйти рассуждениями, отталкивающимися от каких-то общеизвестных и общепонятных вещей. Поэтому к моменту, когда чтение вопроса заканчивается, ответ зачастую уже готов. Но не потому что ты знал его заранее, а потому что успел прокрутить в уме всю цепочку рассуждений. Третье и, пожалуй, самое важное, не только для игроков, но и для телезрителей: громадную роль во всех подобных размышлениях играет цельная картина мира. Два с половиной века назад Гельвеций сказал: "Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов". Таким образом, из одного общего принципа можно выводить великое множество фактов. Благодаря тому, что у меня посредством образования и самообразования сформировалась достаточно цельная и надежная картина мира, я, опираясь на нее, восполняю нехватку тех знаний, которые в отсутствие такой картины были бы абсолютно необходимы.
- Какие еще вопросы вам надоели?
- Очень часто задают чисто личный вопрос: неужели я так и остался девственником? Да, к сожалению, остался. Глупо, конечно, но слово не воробей...
- Вы дали когда-то обет целомудрия?
- Это было заявлено в пылу спора на достаточно абстрактную тему и стало одним из доводов. Довод глупый, но что поделаешь.
- Сколько лет вам было тогда?
- Семнадцать. Думаю, если бы я был на пару лет умнее, я бы такую глупость не сделал. Но вообще говоря, чем умнее человек, тем крупнее глупость, которую он в состоянии сотворить.
- Почему же в течение всей последующей жизни вы не исправили эту глупость?
- Потому что обещал.
- Самому себе или тому, с кем спорили?
- Трудно сказать, в какой мере на мое решение повлиял тот факт, что оно было принято публично. Думаю, если бы я внутри себя такое решил, то внутри себя же и нашел способ отменить решение. А еще в "Живом Журнале" интересуются: кто мне платит за то, что я пишу в своем блоге. Ответ очень простой: платят мне за мои выступления в совершенно других местах. Я сотрудничаю с несколькими сайтами, печатными изданиями, каналами интернет-телевидения и обычного телевидения. Большая часть моих выступлений бесплатна, но в тех местах, где я выступаю регулярно, а не от случая к случаю, мне эти выступления так или иначе оплачивают. Гонорары разные, но на жизнь вполне хватает.
- В детстве вы ощущали себя вундеркиндом?
- Трудно было не ощущать, когда все окружающие повторяли это по десять раз на дню. Но с годами я убедился: чудо-ребенку очень тяжело стать чудо-взрослым.
- Что же этому мешает?
- То же самое, что мешает хорошему спортсмену стать хорошим тренером. Хорошие тренеры чаще всего получаются из спортсменов не первого, а второго ряда. Потому что выдающемуся спортсмену какие-то вещи, нужные в его виде спорта, даются очень легко, и он может сосредоточиться на других элементах. Потом он может объяснить другим, как достиг того, что у него выходило с трудом, но совершенно не может объяснить, как тренировать то, что у него само собой получалось. У меня примерно та же картина. Многие вещи мне давались настолько легко, что я так и не научился всерьез работать. Мне повезло в том смысле, что я себе нашел подходящее занятие. С самого раннего детства и по сей день я делаю только то, что мне хочется. Но то, что мне хочется, получается так хорошо, что находятся желающие заплатить за это.
- Это правда, что в три с половиной года вы стали читать?
- Правда. Маме надоело читать мне вслух разные детские книги, и она сказала, чтобы я сам попробовал. Какое-то время родители объясняли, как читается та или иная буква. Я запомнил, как они читаются, и в три с половиной года начал читать по слогам, а к четырем - уже бегло. Позже, когда мне исполнилось одиннадцать, я начал изучать пятнадцатитомный энциклопедический справочник по машиностроению: его купил мой отец - по институтской специальности инженер-судомеханик. Этот справочник я одолел года за два. Когда чувствуешь, какой громадный опыт и какая смелая фантазия стоит за всякими техническими устройствами, это повергает в полный восторг. Но раздел, посвященный сопротивлению материала, я тогда только бегло пролистал, поскольку он опирается на те разделы математики, которых я еще не знал.
- У вас техническое образование?
- Да, я поступал на мехмат МГУ на отделение механики с расчетом перевестись через год на отделение вычислительной математики, поскольку еще в школе заинтересовался программированием. Так как конкурс на вычислительную математику был намного выше, чем на механику, я попытался обойти его, но не помогло. С теми баллами, которые я набрал, зачисляли лишь медалистов и жителей сельской местности. Медали у меня не было из-за конфликта с учителем истории и обществоведения. Но с экзаменационным листом МГУ я мог тотчас же, без дальнейших экзаменов, оказаться в добром десятке других вузов - их представители сидели в вестибюле мехмата и зазывали к себе. Что было делать? Мы с отцом позвонили маме домой, в Одессу. Мама сказала: ради МГУ она бы еще согласилась меня отпустить в столицу нашей Родины, но ради чего-то помельче - ни в коем случае. Знаете, чем отличается еврейская мама от арабского террориста? С арабским террористом можно договориться. В итоге я поехал в Одессу, и тут отец уговорил меня пойти по его специальности - в теплофизику. Сначала я поступил на факультет холодильной промышленности, а через год перевелся на теплофизический.
- Зачем вы засоряете память всяким мусором? Все, чем она у вас нашпигована, можно почерпнуть в любом справочнике. В конце концов есть Интернет.
- В справочники я заглядываю постоянно. Такой забавный нюанс. Я уже довольно давно стараюсь всех, о ком упоминаю в своих выступлениях, называть по имени-отчеству. Естественно, все эти отчества я не знаю, а по мере надобности раскапываю их в Интернете и веду отдельный список уже найденных отчеств, чтобы потом не повторять раскопки. Известная шутка, что в случае краха Интернета всю погребенную в нем информацию можно будет восстановить из кэша в голове Вассермана - все-таки только шутка, хотя и лестная для меня.
- В каком-то смысле Интернет вреден, наверное. Он обеспечивает легкий доступ к информации, притупляет любознательность и желание обратиться к первоисточнику.
- На самом деле Интернет дает не намного больше возможностей доступа к знаниям, чем хорошая публичная библиотека. Я с детства пользовался библиотеками, а лет с двадцати до тридцати проводил ежедневно немало часов в Одесской областной научной библиотеке имени Горького, да и потом часто в нее захаживал. Поэтому хорошо представляю, каковы возможности библиотек. Даже сейчас, при всем изобилии данных, выложенных в Интернет, я по проекту Дворца Советов почерпнул из библиотеки несравненно больше, чем до сих пор можно найти о нем в Интернете. Да и по оружию наибольшую часть того, что знаю, добыл из бумажных книг.
Конечно, в Интернете можно добраться до знаний быстрее. Но тут есть одна серьезная ловушка. Дело в том, что в Интернете великое множество разнообразных ошибок и заблуждений, иной раз даже опечаток. Один пример. В моем жилете двадцать шесть карманов. Как-то раз, отвечая на чей-то вопрос, я написал "двадцать восемь", и с тех пор это число гуляет по Интернету совершенно уже независимо от меня. Если вы не располагаете той самой общей картиной бытия, о которой я говорил, если не знакомы с закономерностями мира в целом и конкретной предметной области, то рискуете в Интернете наткнуться на какую-то совершеннейшую несуразицу и не сумеете даже заподозрить, что это ошибка. Поэтому даже в Интернет надо идти не ЗА знаниями, а СО знаниями.
А получить цельную картину мира с помощью Интернета вы не сможете именно потому, что в нем все знания разрознены и не систематизированы хотя бы в такой степени, в какой они систематизированы в библиотечной классификации. Это, кстати, беда великого множества самоучек. Мне тоже много раз приходилось обнаруживать у себя колоссальные пробелы в знаниях, потому что учился я самостоятельно и бессистемно. Конечно, стараюсь по мере сил восполнять эти пробелы, но очень часто восполняю их только после того, как мне на них укажут. Поэтому начинать надо с систематического образования. Ну а что касается якобы легкодоступности знаний - аналогичные соображения высказывались, когда книги стали печатать, а не переписывать от руки. В этом плане мир не меняется. Одна из фраз, которые я очень люблю цитировать: "Нынешняя молодежь любит роскошь, имеет плохие манеры, презирает авторитеты". Это сказал Сократ.
- Вы тренируете память?
- Я никогда не тренировал ее специально. Со многими мнемоническими приемами знакомился, но редко когда ими пользовался. Единственное, что я помню с помощью мнемонических приемов - первые знаки чисел "пи" и "е". Мнемонические приемы для числа "пи" все знают, а мнемоника для числа "е" - два, семь и дважды Лев Толстой. Лев Толстой родился в 1828 году. Таким образом получается: 2,718281828459045. Последние цифры запоминаются с помощью Дня Победы.
Помогает еще и естественная любознательность. Да в конце концов я на собственном опыте убедился: то, что человека действительно интересует, запоминается само собой, без специальных усилий. Поэтому, когда читаю, например, оружейные справочники А.А. Благонравова или А.Б. Жука, очень многие технические характеристики описанных там образцов оружия и патронов остаются в голове без специального зазубривания. В то же время я не раз замечал: когда меня переставала интересовать какая-то область деятельности, я быстро забывал то, что раньше мог посреди ночи спросонок вспомнить. И дело тут вот в чем. В мозгу так или иначе фиксируется все, что через него проходит. Наша память ограничена не емкостью мозга. Она ограничена, во-первых, пропускной способностью каналов восприятия - то есть, скажем, всю Ленинскую библиотеку за одну жизнь явно не прочесть, даже если очень хочется. И второе, чем ограничиваются возможности памяти, - вспоминание. Даже если что-то лежит в мозгу, оно вовсе не обязательно всплывает по первому требованию. То, что вас интересует в данный момент, вы легче вспоминаете именно потому, что вспоминали уже не раз, что пути к этой части знаний хорошо накатаны. А поскольку я человек очень любознательный, то помню многое.
- Вот этот ваш жилет со множеством карманов - он где-то куплен или пошит на заказ?
- Жилет у меня заказной. Вообще эта привычка - все свое носить с собой - возникла у меня когда-то в связи с частыми командировками во всякие медвежьи углы, куда надо было основательно снаряжаться. Сказалась и специфика моей работы. Я много лет занимался разработками программного обеспечения автоматизированных систем управления технологическими процессами. В основном на свеклосахарных заводах, где мне иногда приходилось сидеть в машинном зале по нескольку суток безвылазно. Представьте ситуацию: наладчики открывают какой-то лючок, чтобы добраться до нужных им приборов, ты цепляешься за этот лючок, рвешь брюки. Времени пойти в гостиницу, чтобы там их зашить, у тебя нет. Значит, надо держать при себе иголку с ниткой. И так постепенно накопился обширный список вещей, которые приходится держать при себе постоянно. И не потому, что они нужны каждый день, а потому, что они могут срочно понадобиться. Например, я ношу с собой несколько справочников, фонарик, нож...
- Нож зачем?
- Количество ножей и инструментов в последние несколько лет у меня резко выросло, поскольку я увлекся их коллекционированием. Сейчас я бы мог обойтись примерно одной третью того набора инструментов, которые таскаю с собой в основном для того, чтобы при каждом удобном случае показывать и хвастаться: "Смотрите, что еще у меня есть". Но большая часть того, что ношу в карманах, - вещи, которые реально требуются. Вот смотрите (показывает), эта штампованная пластиночка работает в качестве вилки, ложки, открывалки для бутылок. Она же - отвертка и три гаечных ключа разного размера.
- А вот это что за штука?
- Это (показывает) инструмент для спасения попавших в автомобильную аварию. Видите, здесь скругление специальное, чтобы пальцем упереться. Берете вот так, бьете - и острый стальной выступ разбивает любое автомобильное стекло. Необязательно вдребезги, но по крайней мере оно растрескается так, чтобы его можно было легко доломать. А потом вот этим крюком цепляете ремень безопасности, дергаете - р-раз, и лезвие крюка распарывает ремень. Там еще есть нож, но он обычный, ничего особенного.
- Вы носите с собой инструменты на все случаи жизни?!
- Все случаи жизни невозможно предусмотреть. Но вот это как раз одна из тех вещей, которая может понадобиться совершенно неожиданно и очень срочно.
- Вы помните, в каком кармане что лежит?
- Естественно.
- И мгновенно можете что-то достать из кармана?
- Конечно. Есть еще большая подборка разноцветных карандашей и ручек, оставшихся с тех времен, когда я работал системным программистом. Мне на этой работе приходилось читать много чужих программ. Причем чаще всего не исходные тексты, а восстановленные из двоичного кода. У них очень запутанная логическая структура, и чтобы в ней разобраться, я действовал так: читаю и по ходу чтения веду по полям непрерывную линию. Дошел до команды перехода - дальше эту линию веду от того места, куда команда указывает. Дочитал до конца, начинаю следующий непрочитанный участок, пропущенный из-за перехода, и размечаю его уже другим цветом. В результате, когда все дочитано, на полях прорисовывается в общих чертах логическая структура программы. Я уже давно сменил работу, но привычка держать под рукой набор разноцветных пишущих инструментов осталась.
- Круг вашего чтения - каков он?
- Сейчас это в основном книги по политической истории, военной истории. Для души в последние годы читаю книги в жанре "альтернативная история". Причем из альтернативной истории предпочитаю поджанр "попаданец". Это когда современный человек каким-то образом попадает в прошлое и, опираясь на свои нынешние знания, старается обустроиться в этом прошлом, пересоздать его сообразно своим разумениям и предпочтениям. Поскольку я тоже стараюсь перестроить настоящее сообразно своим разумениям и предпочтениям, то мне интересно читать книги в этом жанре.
- С кем вы общаетесь, дружите?
- Круг моего общения довольно невелик. Это те люди, с которыми я играю в интеллектуальные игры. И несколько человек, с которыми сотрудничаю по разным околополитическим проектам.
- На свете есть вещи, которые вас принципиально не интересуют?
- Таких вещей много. Часто повторяю слова того же Сократа: "Хвала богам, создавшим так много ненужных мне вещей". Я практически не интересуюсь музыкой, изобразительными искусствами, спортом. Мне вполне хватает того вида спорта, которым занимаюсь я сам.
- Какой это вид?
- Интеллектуальные игры. Дело в том, что от трех основных телеигр - "Что? Где? Когда", "Брейн-ринг", "Своя игра" - отпочковались спортивные соревнования. И я довольно активно в них участвую. Например, в чемпионате Украины по "Своей игре" я побеждал четыре раза из десяти.
- Что вы думаете о Григории Перельмане?
- Я думаю, что это несомненно великий математик. Очень надеюсь, что у него хватит сил сделать еще что-то интересное. Но даже если не хватит - того, что он уже сделал, достаточно, чтобы войти в историю и занять в ней весьма почетное место.
- Что такое интеллект? Это в значительной степени ум или эрудиция?
- Эрудиция - только сырье для работы ума. Сама по себе она ничего не дает. То, что я говорю и пишу, я делаю на основе ума, а не эрудиции. Эрудиция позволяет уму работать эффективнее. Но надобность в самом уме ею не отменяется.
- Как вы относитесь к десяткам шуток, баек, бредней, которыми окружено ваше имя?
- Отношусь ко всему этому в соответствии со старинной молитвой, которую приписывали многим замечательным людям: "Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, дай мне терпение перенести то, что я не могу изменить, и дай мне мудрость отличить одно от другого". Я знаю, что не могу изменить мифологию, сложившуюся вокруг меня. Значит, я должен ее терпеть.
У Анатолия Вассермана семь мозгов: один в голове, пять рассованы по карманам и один в бороде.
Анатолию Вассерману не нужен Интернет - у него есть память.
Гугл и Википедия - всего лишь частные случаи мимолетной задумчивости Анатолия Вассермана.
Хомячок Анатолия Вассермана получил второе высшее образование.
Анатолий Вассерман отказался быть президентом Земли. Он не разменивается по мелочам.
Анатолий Вассерман не знает значения фразы "Анатолий Вассерман не знает".
В жилет Анатолия Вассермана встроен металлический каркас для поддержки тридцатикилограммового мозга.
За один час работы мозг Анатолия Вассермана потребляет энергию, которой хватило бы для отопления трех детских садов.
Раз в год Анатолий Вассерман сбрасывает жилет и на несколько часов становится глупым и беззащитным.
Анатолий Вассерман может взглядом сканировать штрихкод и прожигать DVD.
Досрочный ответ Анатолия Вассермана - единственный случай превышения скорости света в макромире.