Александр Ослон: Закон об образовании нужно скрупулезно продумать

Александр Ослон, президент Фонда "Общественное мнение"

 

Закон об образовании должен быть очень скрупулезно продуман. Но, к сожалению, качество его разработки вряд ли будет идеальным. Как это обычно бывает - есть благие намерения и, в противовес им, есть определенные результаты. В любом случае то, что сегодня рынок образовательных услуг устроен неэффективно - это факт.

Если сокращение вузов, обсуждаемое "Российской газетой" на 12-й полосе, будет происходить в виде некой единичной меры, и ничего параллельно предприниматься не будет - такую реформу можно назвать совершенно бессмысленной. В этом направлении нужно делать очень много шагов. Главный вопрос не в том, сколько высших учебных заведений требуется сократить, а в том, чтобы вести комплексную политику развития качественного образования. Работа эта длительная и тяжелая. Разумеется, у нас есть достаточное количество людей, которые выступают за качественное образование. Но у нас очень мало людей, которые умеют выстраивать структуры, обеспечивающие это самое качество. К сожалению, не больше и тех, кто по-настоящему хочет учиться. Благо, сейчас детей, тянущихся к образованию, становится все больше.

Слова об уровне образования в стране и уровне обучения в вузах исходят из субъективного понятия "хотелось бы, чтобы было идеально". Это невозможно. Давайте возьмем конкретный пример - Высшую школу экономики. Это учебное заведение изначально было частным, а через какое-то время стало государственным. Оно динамично растет и впитывает в себя лучшие кадры и веяния современности. Все это становится результатом того, что его выпускники - одни из лучших в стране. А самое главное заключается в том, что там царит дух непрекращающегося развития. Конечно, школа далека от идеала, но она прикладывает все силы к совершенствованию. И вместо того, чтобы праздно рассуждать об образовании, можно вполне указывать на какой-нибудь образец и говорить - "вот, приблизительно, так". И если бы такие учебные заведения остальные брали за образец, процесс реформирования был бы гораздо быстрее. Качественные вузы много думают над своими ошибками, много стараются и не боятся решать тяжелые задачи. Они заточены ровно на то, что написано на вывеске, а не на какие-то дополнительные вещи, такие как политика или положение в министерстве.

Есть деятельность, которая организуется по целям, которые декларируются заведением и некая имитирующая деятельность. Если речь идет о зарабатывании денег - это имитация чистой воды. Если идет речь о простом получении диплома, желании "откосить" от армии или просто скоротать там время - это все "боковые" вещи. Для того, чтобы образование было качественным, нужно по-настоящему много работать. Но в нашей культуре много работать - это проблема.