То, что еще каких-нибудь двадцать лет назад казалось туманным будущим, стремительно ворвалось в нашу реальность. Общаться при помощи сотовой связи - по скайпу или в соцсетях - для нас сегодня так же естественно, как сто лет назад пересылать послания почтовыми голубями. Чтение электронных книг с использованием различных устройств - от настольного компьютера до портативного девайса - теперь для многих стало неотъемлемой частью повседневной жизни. Каким же будет контент будущего? - задались вопросом участники дискуссии.
"Одним из мощнейших факторов, который стимулирует расширение устоявшихся рамок контента - это кризис издательской системы", - считает главред портала Nomobile.ru Николай Турубар. В числе глобальных тенденций - "схлопывание информации", контент стал своего рода "снэком". Отсюда у современной аудитории и выраженная привычка к "сериальности". Даже ролики на YouTube длиннее 5-6 минут редко пользуются повышенным интересом. Однако, как отмечают эксперты, информация хоть и стала легко доступной, но от этого не потеряла своей ценности: все-таки здоровое любопытство заложено в самой человеческой природе. Для того чтобы правильно учесть все перечисленные тренды, контенту нужен новый формат, уверен Турубар.
В продолжение своей мысли он презентовал некоммерческий проект, призванный, по его замыслу, служить альтернативой классическому, но отмирающему паблишингу. По его словам, ей может стать созданная им при участии команды, состоящей более чем из двадцати человек, "мультиплатформенная книга, где все кликабельно".
Воплощением этой идеи интерактивной книги стал проект #ДДД, что расшифровывается как "2012.2.0". В чем же отличие проекта от обычной электронной версии издания? "Например, если герой книги слушает музыку, или смотрит видеозапись, - объясняет Турубар, то этот медиа-контент интегрируется в текст и становится доступным для просмотра или прослушивания - независимо от текста". Такая книга может быть связана с социальными сетями, видеохостингами, популярными интернет-сервисами. Очевидны и рекламно-маркетологические возможности, гораздо более многообещающие, кстати, чем в классическом издательском бизнесе.
#ДДД - не только название, в котором зашифрован "переломный момент" в развитии медиаконтента, но еще и твиттеровский хэштег. Прототипами героев книги Турубара стали живые люди, интернет-переписка которых была частично включена в произведение. Всего в книге более 83 твитов, 60 хэштегов, 7 песен и 5 постов из Facebook.
Как рассказал автор, в данный момент проект реализован на платформе iOs, то есть доступен на всех моделях iPad, а также во флэше. Версии для Windows Mobile и Symbian находятся в процессе подготовки.
Конечно, данный проект не ставит перед собой главной задачей переформатировать классическое представление о книге как о пачке бумажных листов, скрепленных переплетом. Это и так сделано гораздо раньше: гипертекст и html существуют уже несколько десятков лет. #ДДД меняет саму логику потребления информации, переводит его в более многомерную плоскость, переплетает сюжет текста с реальной жизнью, в том числе - за счет социальных сетей.
Продолжила тему "дополненной реальности" специалист компании BoConcept Татьяна Краснова. Недавно датский бренд, который занимается продажей элитной дизайнерской мебели, создал уникальный для России проект каталога, позволяющий в интерактивном режиме "накладывать" мебель и предметы интерьера на обстановку квартиры.
Как отмечает Татьяна Краснова, при помощи приложения нельзя купить мебель, зато можно примерить ее к реальному интерьеру комнаты, а затем уже принять решение о покупке в ближайшем салоне, адрес которого можно посмотреть благодаря интеграции с Google Maps. При этом также существует возможность масштабирования накладываемых изображений, изменения освещения и ракурса просмотра. Версия каталога пока существует только для iPhone и iPad. Кстати, технологии "дополненной реальности", были также задействованы компанией Lego. Если установить специальное приложение, то, наводя смартфон на кучку деталей знаменитого конструктора, можно увидеть его уже в собранном виде.
Каким же будет контент будущего? Ясно, что он будет меняться, но его однозначно - в чем сошлись все участники сегодняшней секции - будут и читать, и смотреть, и слушать. Вероятно и то, что изменения подходов к восприятию контента будут происходить явно не в пользу классической бумажной книги, которую многие уже считают пережитком прошлого. "Уважение к ней будет слабеть", - выразил уверенность один из участников обсуждения Леонид Бугаев, подытоживая дискуссию. "Книга это рудимент, лично я очень мучаюсь, когда ношу с собой бумажные книги", - сказал он.
Тенденция очевидна. Даже многие СМИ, которые до недавнего времени были стойкими противниками электронных версий, опасаясь, что экспансия в виртуальный сегмент плохо повлияет на продажи бумажных изданий, сейчас активно выходят на рынок мобильных интернет-приложений. И если до 2012 года созданием таких приложений занимались только разработчики-одиночки, или, в лучшем случае, мелкие компании, не способные составить конкуренцию IT-гигантам, то теперь, как отмечает эксперт Microsoft Михаил Черномордиков, на "мобильное" поле выходят и крупные игроки.
Черномордиков рассказал о готовящемся релизе операционной системы Windows 8, рабочий стол которой полностью состоит из приложений. Если раньше оболочка операциоки была чем-то отдельным от программного обеспечения, то сейчас из приложений состоит любое новое устройство, купленное нами, объяснил он. По мнению Черномордикова, в будущем весь контент уйдет в приложения. Уже сегодня количество скачиваний из AppStore превысило 100 миллионов. "В будущем это станет масс-маркетом", - подытожил эксперт.