Тем не менее, в Евросоюзе продолжают любить приезжающих россиян. На прошедшем в Калининграде семинаре, посвященном взаимоотношениям России и ЕС, глава департамента прессы и информации Представительства Единой Европы в РФ Сорен Либориус привел красноречивые данные. В 2011 году визы для поездки в Старый свет получили 5,6 миллиона наших соотечественников. В 2012 году эта цифра превысит 6 миллионов. Она во много раз превышает число европейцев, которые хотят посетить восточного соседа. Зачем Брюсселю добровольно отказываться от доходов, которые дает туризм? Несколько лет назад глава польского внешнеполитического ведомства Сикорский откровенно заявил: "визы - это деньги". С этим не поспоришь. Однако немногие из политиков ЕС позволяют себе такую "открытость". Большинство европейских чиновников, напротив, публично приветствуют введение безвизового режима с Москвой. Но каждый раз выясняется, что этой инициативе что-то мешает. По интернету гуляют разные цифры. По одним, новое соглашение с ЕС готово на 70 процентов, по другим - на 85. Впрочем, даже если готовность договора будет оценена экспертами в 99 процентов, этот последний, оставшийся не согласованным процент текста не позволит Евросоюзу подписать документ. Потому что среди 27 стран ЕС всегда найдется одна, которая в последний момент с лицемерной горестью воскликнет: "Россия не выполнила всех своих обязательств".
Поводов для того, чтобы помешать реализации "российской мечты" о безвизовом режиме с Европой, может быть сколько угодно. В условиях, которые должна выполнить Россия для введения такого режима, брюссельские чиновники подстелили себе достаточно "соломки", чтобы в любой момент остановить подписание. Нынешний спор вокруг права на безвизовый въезд для владельцев служебных паспортов, который притормозил на неопределенный срок упрощение визового режима между РФ и Евросоюзом, мелочь по сравнению с другим ключевым требованием Старого света.
В блоке так называемых внешнеполитических вопросов записано, что страна, претендующая на отмену визового режима с ЕС, должна соблюдать права человека. С учетом того, что понимание, как выглядят эти "права", в Москве и Брюсселе разное, а зачастую диаметрально противоположное, россиянам безвизовый режим не видать еще долго. Наши западные партнеры по переговорам не скрывают, что политическое развитие России вызывает озабоченность у значительной части европейских функционеров. Причем столь же очевидно, что под словом "озабоченность" скрывается желание брюссельских институтов влиять на внутренние дела РФ, навязать свою точку зрения на проблемы российского общества. Отказ Москвы следовать озвученным в Брюсселе рекомендациям воспринимают в Европе однозначно негативно, как нарушение прав человека со стороны Москвы. Со всеми вытекающими для будущего визового соглашения последствиями.
Опубликованный в этом году встречный доклад российского внешнеполитического ведомства о нарушениях прав человека в Старом свете и прошедшее в Государственной думе РФ обсуждение этого документа не вызвало среди политиков Евросоюза желания задуматься над тем, что происходит в их собственном доме. Напротив, критическая позиция Москвы дополнительно сузила повестку дня предстоящих саммитов "Россия-ЕС", все больше сводя их содержание к формальным дискуссиям. Стоит ли удивляться, что в России рассматривают вопрос об отказе от проведения этих саммитов в ежегодном режиме.
На семинаре в Калиниграде господин Сорен объяснил, зачем Брюсселю увязывать визовый вопрос с правами человека. Из его выступления следовало, что в случае несоблюдения Россией этих прав значительное число наших соотечественников захотят в будущем иммигрировать в Европу. И воспользуются безвизовым режимом для реализации своих замыслов, чего Брюссель не намерен допустить. Иными словами, в Старом свете смотрят на Россию, как на страну потенциальных политэмигрантов. Впрочем, такой же логикой для того, чтобы не допустить подписания визовых соглашений с Москвой, наши партнеры в Единой Европе пользовались и прежде. Только раньше они говорили о том, что при отсутствии виз россияне в массовом порядке станут искать лучшей доли в Старом свете. Но теперь, когда в Европе безработица среди молодежи уже нескольких крупных стран достигла 50 процентов, а Россия через Международный валютный фонд оказывает помощь западным партнерам, говорить об экономической иммиграции Брюсселю неловко. Теперь на свет появился тезис о политической иммиграции из России, которой, как выяснилось, опасаются брюссельские чиновники. Спорить по этому поводу так же бесполезно, как и вести дискуссии о нарушениях прав человека в Европе. Все равно не признают существование проблемы, не согласятся с фактами, найдут им множество обеляющих объяснений.
Изменится ли ситуация к лучшему, если единая Европа примет предложенный главой Еврокомиссии Дураном Мануэлем Баррозу план реформирования ЕС? Какое будущее в этом случае ждет российско-европейские отношения? "Они будут развиваться с большей, чем сегодня предсказуемостью", - сделал осторожный прогноз Либориус Сорен. Но при этом заметил, что "основная составляющая диалога вряд ли изменится".
Формально не отказываясь от диалога с Россией по визам, Европа, тем не менее, замыкается в себе. Заявленная на фоне кризиса реформа, призванная дать импульс созданию Объединенных штатов Европы, ориентирована на выживание экономик Старого света. И дальнейшее укрепление европейских институтов, которые пытаются перехватить инициативу у терпящих крах национальных правительств. Все разговоры о более тесной координации внутри ЕС и объединении Старого света вокруг "ядра" - Еврокомиссии выглядят очередным этапом аппаратных игр между Центральной властью в Брюсселе и властями на местах. Идея Баррозу по созданию объединяющего 500 миллионов европейцев федеративного квази-государства только усложнит диалог между Старым светом и Москвой. До сих пор мы еще рассчитывали на помощь в диалоге с ЕС наших традиционных партнеров - Франции и Германии. Реализация плана Баррозу оставит Россию один на один с громоздкой, неповоротливой, агрессивной в своих взглядах бюрократической машиной Старого света. Это может окончательно отвратить Москву от совместных проектов с Европой, переключив вектор ее внимания на динамичную, политически сдержанную и толерантную Азию.
Но, похоже, в Евросоюзе не хотят верить в такое развитие событий. В Брюсселе считают, что смогут и дальше держать Кремль на коротком "визовом поводке".
В последние годы экспертное сообщество России активно обсуждает стратегию, которая позволит стране заменить европейских на новых азиатских партнеров. Когда повестка дня Москвы в диалоге с Европой сокращается, в отношении Азии наблюдается обратная тенденция. Если Брюссель не откажется от политики кнута без пряника в отношении Москвы, то он может, как в известной сказке, остаться у разбитого корыта. В Кремле все реже говорят о перспективах европейского направления и все чаще - об азиатском векторе, который сулит экономическое развитие Сибири и Дальнему востоку. Сегодня многие в России уверены: этот новый вектор навсегда избавит Москву от унизительных, с ее точки зрения, всем надоевших многолетних разговоров о том, можно ли пускать россиян в Европу без виз.