Шестая не только битва, но и картина. Эрмитаж отмечает юбилей победы в 1812 году серией выставок: одна битва - одна картина. Картина появляется перед посетителями музея как раз в день битвы.
Из всех битв той войны на слуху у неспециалиста - благодаря незабываемым строчкам Лермонтова - только "День Бородина". Кто помнит про Тарутино?! А между тем прошедшая в середине октября битва ознаменовалась первым захваченным у французов знаменем и первой кровью до этого слывшего неуязвимым Мюрата. Он получил удар в бедро казачьей пикой. Ну и конечно, бой отмечен фирменным стратегическим мастерством Кутузова, давно ставшим в России предметом школьных сочинений.
Победа при Тарутине была первой победой русских войск после Бородинского сражения. Наполеон еще оставался в Москве, но уже готовился ее оставить. Бой при Тарутине оказал решающее значение, решение об отступлении из Москвы было принято буквально на следующий день.
Зрители в зале с любопытством детей, историков и коллекционеров рассматривают на полотне и экране рядом с ним, увеличивающим те или иные детали картины, подробности военных одежд нападающих и пленных, лица командиров и солдат, архитектуру сельской церкви... И не зря. План художественной пропаганды русской победы в войне с Наполеоном возник полтора столетия назад в голове самого императора. Именно для этого Николай I пригласил в Россию немецкого художника Петера фон Хесса и дал ему заказ описать все ключевые сражения войны.
- Подготовка была нешуточной, - рассказывает научный сотрудник Эрмитажа Наталья Сидорова, - художник в сопровождении генерала, большого знатока униформ, проехал по местам ключевых сражений и сделал зарисовки 18 октября 1812 года. Всего было написано 12 картин, из которых сохранилось 10.
Полотна Хесса никто сегодня не оценивает как художественные шедевры, но исторический материал они дают отменный: одежды французских кирасиров или красные мундиры лейб-казаков - все это точно проработанные детали.
В конце октября в гербовом зале Эрмитажа будет выставлено "Сражение под Малоярославцем".