Юрий Богомолов: Сериал "Жизнь и судьба" стал гвоздем минувшей недели

Сегодня общественная среда отзывчива как планета Солярис. Любой камушек в ее огород вызывает ответное излучение.

"Планета" отвечает образами, призраками, фантомами и просто скандалами. Чаще всего именно скандалами. Но вот, поди же, давно не приходилось быть свидетелями такого завихрения эмоций по поводу художественного события, как это случилось в связи с сериалом "Жизнь и судьба" Сергея Урсуляка.

***

Независимо от Гэллапа, он стал гвоздем минувшей недели, а, возможно, и всего сезона. Не помню другого случая, когда телезрители по ходу повествования меняли бы свое отношение к нему с минуса на плюс и в том признавались. Не все, разумеется, меняли, и не все, конечно же, признавались...

Споры в основном идут о тех страницах романа, что не попали на экран: о советском и нацистском концентрационных лагерях, о холокосте, о размышлениях по поводу сродства советского и нацистского режимов, о пропавших сюжетных линиях и о том, что зритель недосчитался на экране важных для себя героев.

Особенно много было сетований по поводу отсутствия на телеэкране коминтерновца Мостовского и нациста Лисса и их диалога, в котором последний признается: "Вы - наши учителя".

В этой реплике декларируется - не только сходство режимов, но и приоритет сталинского тоталитаризма перед тоталитаризмом гитлеровским.

Да, эти вивисекции заметно смикшировали антисоветский пафос романа.

Сериал "Жизнь и судьба" стал гвоздем минувшей недели, а, возможно, и всего сезона

Тема смикширована, но она не пропала. Просто она отодвинулась на второй план. Зато резче проступил мотив сходства жизни за колючей проволокой и мнимой свободой - перед оной.

Коммунист с дореволюционным стажем Крымов - зек. Ученый-физик Штрум - у себя дома, в тепле, в семье, среди друзей и коллег. Но обоих ломают и унижают. Одного - физически. Другого - морально. Оба в конце концов подписали лживые бумаги, и каждый расписался в предательстве по отношению к себе. Крымов - кровью. Штрум - мукой совести.

У каждого из них за спиной оказалась своя лично проигранная битва за Сталинград.

Проиграл, как мы сегодня знаем, и советский режим право на судьбу.

Тогда, в Великой Отечественной войне, устояла, несмотря на гигантские потери, Человечность. Об этом, в сущности, роман Василия Гроссмана и фильм Сергея Урсуляка.

***

Показ сериала завершился в четверг, и сразу стало пусто на телеэкране без героев Гроссмана. Но, как известно, свято место пусто не бывает.

НТВшники сосредоточились в это воскресенье на Николае Баскове. Хотя в субботу они мягко постелили ему программой "Луч света", где телеведущая всю дорогу льстила "натуральному блондину". Правда, в какой-то момент девушка обмолвилась: "Говорят, шоу-бизнес такое "г...".

Какое оно - "г...", было показано в новом видеопродукте НТВ "Правда и ложь Николая Баскова".

Итак, следуя за авторами...

Правда: отец он скверный, голос у него неважный, оперный певец - никакой... Брал какую-то ноту с огнетушителем в руках (для тяжести), припомнил его партнер из Большого театра.

Человек он - не скромный, обожает самопиариться, засвидетельствовал критик Соседов. Слишком ревнив к славе Киркорова - это уже общее мнение.

Ложь: все его романы с первыми красавицами - от сказительницы Федоровой и до балерины Волочковой, включая дочку оперной дивы Монтсеррат Кабалье.

Ничего этого не было и быть не могло - уверяет закадровый голос.

Большая популярность - не то же самое, что высокая репутация

Вывод: Басков - гей.

Для толпы - это как Басков-предатель, иностранный агент. А все его демонстративное женолюбие, по мысли создателей "продукта", - легенда, крыша и чистый расчет, чтобы не потерять привязанность женской аудитории.

Вопрос, может быть, и праздный, но все-таки любопытный с точки зрения медиатехнологии: как эта "правда" вперемешку с "ложью" отразится на популярности поп-царя. Не факт, что отрицательно. Не удивлюсь, если преумножит ее. Тут ведь такое дело: большая популярность - не то же самое, что высокая репутация. Одна другой может и не стать помехой.

...На пользу девушкам из группы "Стрелки" оказалось громкое преступление майора Евсюкова трехлетней давности. Группа, которая какое-то время отсутствовала в поле зрения любителей попсы, возродилась под новым названием - "Перестрелки". Вернулась в нее и жена Евсюкова, о чем поведало "Центральное телевидение" в воскресном выпуске.

Ведущий Вадим Такменев, тяжело переживший кончину Эмманюэли (она для него целая эпоха), предупредил меня как зрителя, что я неправильно могу его понять.

Нет, отчего же, я его правильно понял. И надеюсь, не я один.

Был на минувшей неделе и другой пиар-ход, правда, не на телеэкране, а в радиоэфире. Диджеи "Маяка" сначала весело поглумились над тяжело больными, а потом последовало разъяснение, что это было сделано для привлечения внимания общественности к борьбе с опасным недугом.

***

В разрушенном до основания Сталинграде, если верить Гроссману и Урсуляку, Человечность устояла. Способна ли она отстоять себя сегодня на ТВ?..