- Денис Валерьевич, какова роль института банкротства в экономических отношениях в государстве?
- Посредством института банкротства, регулирующего правоотношения между несостоятельным должником и его кредиторами, экономика очищается от неэффективных хозяйствующих субъектов. При этом в некоторых случаях, которые, к сожалению, достаточно малочисленны, в ходе процедур банкротства несостоятельный должник восстанавливает платежеспособность и повышает свою финансовую устойчивость, в результате чего сохраняются имеющиеся и создаются новые рабочие места, развиваются производства, а для бюджета сохраняется налогоплательщик, уплачивающий обязательные платежи, которые могут пойти на развитие социальной инфраструктуры. В делах о банкротстве кредиторами являются не только контрагенты и займодатели должника, но и государство при наличии у должника задолженности по обязательным платежам или неисполнения им обязательств по соответствующим гражданско-правовым договорам.
- Как развивался институт несостоятельности в России после перехода к рыночным условиям хозяйствования?
- Первоначально представление интересов бюджета в делах о несостоятельности было поручено не Государственной налоговой службе, а Федеральному управлению по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе (ФУДН). В соответствии с пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 17.03.1997 N 249 "О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти" была образована Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН) на базе ФУДН. Впоследствии в 1999 году ФСДН была преобразована в Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО). Она обладала достаточно широкими полномочиями - от формирования и реализации федеральных и межгосударственных программ, предусматривающих мероприятия по реструктуризации и финансовому оздоровлению неплатежеспособных организаций, до разработки мер социальной защиты работников, высвобождаемых в связи с ликвидацией организаций - работодателей. Указом президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению была упразднена. Ее функция по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и процедурах, применяемых в деле о банкротстве, была передана Федеральной налоговой службе.
Данное решение вполне закономерно с позиции налогового администрирования. Сбор налогов можно представить как единый процесс, начинающийся декларированием и заканчивающийся либо зачислением налогов в бюджет, либо решением о списании задолженности. Подход, заключающийся в разрыве этого процесса передачей прав кредитора от одного органа исполнительной власти другому в случае начала или окончания процедур банкротства, является достаточно дискуссионным, тем более что передача таких полномочий может осуществляться неоднократно, поскольку дело о банкротстве может прекращаться и возбуждаться вновь, а задолженность перед бюджетной системой оставаться непогашенной. В настоящее время Федеральная налоговая служба является одним из крупнейших кредиторов должников, находящихся в процедурах, применяемых в деле о банкротстве. На 1 октября 2012 года ФНС России представляет интересы Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве более 24 тысяч должников.
- Как уполномоченный орган вырабатывает позицию по основным вопросам, определяющим ход процедуры банкротства должника? Сотрудник налогового органа, принимающий участие в судебном заседании, в голосовании на собрании кредиторов, руководствуется своим собственным мнением относительно сложившейся на предприятии-банкроте ситуации?
- Правительством РФ установлено, что регулятором в сфере несостоятельности (банкротства) является Министерство экономического развития РФ. ФНС России, как уполномоченный орган в делах о банкротстве, при реализации своих полномочий руководствуется нормативными правовыми актами, принятыми регулятором. В частности, порядок голосования на собрании кредиторов установлен приказом минэкономразвития от 03.08.2004 N 219. Кроме того, в целях повышения эффективности деятельности ФНС России утвержден порядок разграничения полномочий между центральным аппаратом и территориальными органами службы. Таким образом, сотрудник налогового органа, принимающий участие в собраниях кредиторов, судебных заседаниях выражает позицию, сформированную в соответствии с требованиями нормативных актов, а не исходя из своего личного усмотрения.
- Как вы оцениваете эффективность работы ФНС при представлении интересов государства как кредитора в делах о банкротстве и процедурах, применяемых в деле о банкротстве?
- Эффективность процедур банкротства должников, в которых участвует уполномоченный орган, составила на 1 сентября 2012 года 6,8%, что является достаточно приличным показателем, учитывая большой объем задолженности перед бюджетной системой Российской Федерации отсутствующих должников, находящихся в процедурах банкротства, которая на 1 июля 2012 года превысила 30 млрд рублей. Начиная с 2009 года среднегодовая эффективность процедур банкротства должников, в которых участвует уполномоченный орган, устойчиво возрастает с 1,8% в 2009 году до 5,4% в 2011-м. При этом в ряде зарубежных стран налоговые органы получают меньший процент от своих требований, предъявленных к должникам-банкротам.
- Как эффективность работы налоговых органов сказывается на изменении совокупной задолженности перед бюджетом?
- Только за текущий год в результате завершения процедур банкротств должников в бюджетную систему России поступило более 4,7 млрд рублей. При этом совокупная задолженность перед бюджетной системой России организаций, находящихся в процедурах банкротства, с 1 июля прошлого года по 1 июля 2012 года сократилась более чем на 30 млрд рублей. Это весомая цифра, так как требования налогового органа не обеспечены залогом, как, например, требования коммерческих банков. В силу норм действующего законодательства и значительных объемов кредитования предприятий это оказывает негативное влияние на размер погашаемой в процедурах банкротства задолженности по обязательным платежам. Вместе с тем есть еще одна позитивная тенденция: на 1 октября 2012 г. учредителями (участниками) должника, собственниками имущества должника - унитарного предприятия и третьими лицами в соответствии со статьями 71.1, 85.1, 112.1, 125, 129.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" было погашено более 2 млрд рублей задолженности по обязательным платежам.
За период с 1 мая 2012 г. по 1 октября 2012 г. задолженность по обязательным платежам перед бюджетной системой РФ снизилась более чем на 90 млрд рублей. В итоге совокупная задолженность составила 1108,5 млрд рублей. Осуществление в отношении должников процедур банкротства играет не последнюю роль в снижении совокупной задолженности перед бюджетом, поскольку по результатам процедур банкротства задолженность либо уплачивается, либо списывается.
Еще на начало 2006 года совокупная задолженность перед бюджетной системой России превышала 2 трлн рублей. За последние 6 лет задолженность по обязательным платежам снизилась более чем на 800 млрд рублей, или на 40%. Таких результатов удалось добиться повышением эффективности мер взыскания задолженности и списанием невозможных к взысканию долгов. Задолженность, взыскание которой затруднено в связи с банкротством должника, снизилась за период с 1 января 2006 г. по 1 января 2012 г. почти на четверть (100 млрд рублей).
На 1 октября задолженность отсутствующих организаций и должников, находящихся в процедурах банкротства, составляла почти 40% от совокупной задолженности перед бюджетной системой России. В большинстве своем отсутствующие должники - это фирмы-"однодневки", задолженность которых является проблемной. Ликвидировать такую задолженность можно двумя способами. Во-первых, путем списания незначительных сумм задолженности, взыскание которых экономически нецелесообразно, с последующим исключением недействующего лица из ЕГРЮЛ и применением административных и иных мер в отношении учредителей "однодневок". Во-вторых, при помощи взыскания ее с контролирующих должника лиц в порядке субсидиарной ответственности в ходе процедуры банкротства. Однако данная проблема еще подлежит окончательному урегулированию законодателем.
- Вы упомянули о субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц за его банкротство. Что это за инструмент?
- В ходе процедур банкротства зачастую выясняется, что у должника недостаточно имущества, реализовав которое можно удовлетворить требования кредиторов. Вместе с тем привлечение к субсидиарной ответственности контролировавших должника лиц по его обязательствам является инструментом, с помощью которого возникает возможность минимизировать финансовые потери, связанные с банкротством должника. Субсидиарная ответственность является разновидностью гражданско-правовой ответственности, которая возникает в случаях, определенных законодательством или участниками договорных отношений. В случае нарушения руководителем должника или учредителем (участником) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, членами органов управления должника, членами ликвидационной комиссии (ликвидатором), гражданином - должником положений гражданского законодательства и законодательства о банкротстве указанные лица обязаны возместить убытки, причиненные в результате такого нарушения.
Контролирующие должника лица солидарно несут субсидиарную ответственность по денежным обязательствам должника и (или) обязанностям по уплате обязательных платежей с момента приостановления расчетов с кредиторами по требованиям о возмещении вреда, причиненного имущественным правам кредиторов в результате исполнения указаний контролирующих должника лиц, или исполнения текущих обязательств при недостаточности его имущества, составляющего конкурсную массу. Так, в результате привлечения контролировавших должника лиц к субсидиарной ответственности в бюджетную систему России на 1 июля 2012 г. уже поступило почти 230 млн рублей.