В КоАП вносится норма, по которой владельцы грузовиков, не оснащенных такими средствами, будут нести административную ответственность, то есть будут штрафоваться.
Таким образом, согласно сразу нескольким законодательным актам и грядущим поправкам в КоАП все транспортные средства, осуществляющие коммерческие перевозки грузов и пассажиров, должны быть к новому году оснащены спутниковой навигацией.
Учитывая, что на оснащение транспорта средствами навигации потребуется время, изменения вводятся в действие поэтапно: в Федеральный закон "О навигационной деятельности" - с 1 января 2013 года, а в КоАП - с 1 июля 2013 года.
По мнению авторов законопроекта, принятие поправок позволит повысить уровень безопасности и ответственность перевозчиков, усилить оперативный контроль за транспортными средствами, в том числе с целью предотвращения террористических актов, чрезвычайных и других нештатных ситуаций, требующих немедленного реагирования, за счет непрерывного мониторинга местоположения и состояния транспортных средств при осуществлении указанных видов перевозок. Предполагается, что вся информация с датчиков, установленных на транспорте, будет стекаться в диспетчерские центры и такой контроль за перемещением автобусов и грузовиков сделает движение на дорогах безопаснее. Руководить проектом будет Ространснадзор.
Предлагаемые поправки - это последний штрих к Закону "О навигационной деятельности". С ними закон с нового года заработает в полную силу. Это поможет не только наведению порядка на транспорте, но и дальнейшему развитию рынка отечественных навигационных устройств. По подсчетам экспертов, стоимость оснащения единичного транспортного средства подобной аппаратурой колеблется в пределах от 13 до 53 тысяч рублей. Кроме того, ежемесячная абонентская плата составляет 1500 рублей.
Сегодня российский рынок навигационных устройств занимает 1% от мирового. Если рынок персональных устройств навигации сложился и даже готов падать, то оснащение соответствующим оборудованием коммерческого пассажирского и грузового транспорта, по сути дела, только начинается.
У этого рынка есть несколько драйверов. Во-первых, растет автопарк: по прогнозам Минпром торга России, в 2013 году объем продаж автобусов составит порядка 18 тысяч штук, грузовых автомобилей - около 120 тысяч штук, легких коммерческих автомобилей - около 200 тысяч штук.
Во-вторых, государство настойчиво закрепляет на законодательном уровне обязанность использовать оборудование для мониторинга на базе чипов ГЛОНАСС. В рамках госпроектов ГЛОНАСС-модулями постепенно оснащаются пассажирский транспорт, автомобили коммунальных служб, служб быстрого реагирования, школьные автобусы и так далее. Кроме того, многие коммерческие компании, специализирующиеся на выполнении господрядов, например, на строительство и ремонт дорог, могут претендовать на участие в тендерах только в том случае, если их транспорт оснащен ГЛОНАСС-оборудованием.
Есть и явные факторы торможения. Уровень инфраструктуры для применения ГЛОНАСС в России оценивается как крайне низкий. В стране работает всего десять диспетчерских центров, которые обслуживают транспорт, оснащенный отечественной навигацией. О строительстве новых диспетчерских центров пока ничего неизвестно, поэтому неясно, как планируется осуществлять мониторинг.
"Большая часть бизнеса напрямую не заинтересована в использовании ГЛОНАСС, - говорит Михаил Фадеев, независимый эксперт-аналитик рынка мобильных гаджетов и ГЛОНАСС-GPS навигации. - Основные задачи, которые стоят перед участниками рынка, могут быть реализованы и с помощью одного GPS. Специфических же задач, для которых был бы необходим ГЛОНАСС, не так много, и это скорее нишевые решения, чем рынок массовых внедрений. Поддержка российской навигационной системы - это лишь небольшое функциональное улучшение для того или иного навигационного устройства".