Михаил Эскиндаров: На рынке отмечаются признаки кредитного "пузыря"

По предварительным оценкам, по итогам года совокупный портфель необеспеченных кредитов вырастет минимум на 50% и может достигнуть 5 трлн рублей. ЦБ РФ остужает пыл банкиров как может: в сентябре выросла ставка рефинансирования, с 1 октября при расчете максимальной ставки по вкладам не учитываются комбинированные депозиты, а уже с 1 января 2013 года вдвое повысится минимальный размер резервов на возможные потери по необеспеченным кредитам, предоставленным физическим лицам. Приведут ли эти меры к охлаждению кредитного сектора, а может, они и вовсе не нужны? Своим видением ситуации с "РБГ" поделился ректор Финансового университета при правительстве РФ, д.э.н., профессор Михаил Эскиндаров на прошедшем в "Российской газете" "Деловом завтраке".

Михаил Абдурахманович, что вы думаете о возросшей активности регулятора?

Михаил Эскиндаров: Я считаю, что она чрезмерна и ЦБ РФ принимает даже слишком активные меры. Не вижу угрозы для всей экономики страны из-за возросшего портфеля таких кредитов. Сегодня в России сложилось общество потребления, нас загнали в постиндустриальное общество. Россиянам внушили, что индустрия не нужна, а мы должны заниматься потреблением. У населения с каждым днем все усиливается стремление получить кредиты, не подкрепленные никакими возможностями возврата. Поэтому Центробанк достаточно жестко работает с теми банками, которые объявляют о 12-13% доходности при привлечении средств и выдаче кредита под достаточно низкий процент. Пока угрозы для всей банковской системы не вижу, но есть угроза по отношению к отдельно взятым крупным банкам. Не стоит слишком сильно преувеличивать объем и опасность так называемых невозвратных кредитов.

Какие кредиты вы бы отнесли к максимально опасным?

Михаил Эскиндаров: В кредитном портфеле банков значительный удельный вес приходится на потребительские кредиты. Кредитная активность банков в этой сфере необычайно высока в связи с повышенной доходностью данных операций. Стремясь увеличить количество выданных кредитов, банки зачастую пренебрегают качеством таких кредитов, не уделяя должного внимания обеспечению, оценке кредитоспособности заемщика. "Гасят" риски за счет количества, используя преимущества "больших чисел". Это симптомы кредитного "пузыря" или бума. И регулятор уже отмечает признаки опасности таких кредитов.

Если количество плохих долгов все же возрастет, станет ли государство поддерживать коммерческие банки в том же объеме, что и в 2008-м?

Михаил Эскиндаров: Не думаю, что государство окажет финансовому сектору такую же масштабную поддержку, как в 2008 году. И возможностей таких уже у страны нет. Мы тогда потратили слишком большие деньги, и эти средства еще не вернулись государству. На рынке до сих пор множество банков, которые должны бюджету. В случае кредитного коллапса государство пойдет на то, чтобы некоторые банки, которые рисковали репутацией и деньгами, уйдут с рынка. В этом ничего страшного нет.

Вы не думаете, что на этом фоне активизируются микрофинансовые организации? Уже сегодня объемы микрозаймов возросли многократно.

Михаил Эскиндаров: Сегодня у нас огромное количество небанковских институтов, которые занимаются кредитованием, сбором денежных средств. И никто ими всерьез не занимается. Банковские институты по микрофинансированию разрастаются. Надо в срочном порядке ограничить возможности такой деятельности. Этим и должен заняться мегарегулятор, который должен появиться.

Каковы шансы принятия законопроекта "О потребительском кредитовании" в этом году? Многие положения законопроекта, подготовленного минфином, должны вступить в действие с начала 2013 г.

Михаил Эскиндаров: Сильно в этом сомневаюсь. Депутаты Госдумы еще не готовы принять в окончательном варианте такой документ. Законопроект, подготовленный минфином, Госдума не может принять уже длительное время, хотя с каждым днем на фоне активного развития именно потребительского кредитования все очевиднее становится его важность и необходимость для всех участников рынка. Сегодня отношения между банком и заемщиком регулируются Гражданским кодексом, Законом "О банках и банковской деятельности", постановлениями различных ведомств, т.е. множеством правовых актов. Отсутствие нужного нормативного акта создает почву для различных толкований по спорным вопросам: по одним и тем же вопросам суды сегодня встают как на сторону банка, так и на сторону заемщика. Такое положение дел во многом связано с отсутствием настоятельных волевых решений, а с точки зрения подготовленности документа - всегда будут вопросы, требующие своего уточнения и корректировки. Кстати, есть еще одна версия федерального закона "О потребительском кредитовании", подготовленная Ассоциацией региональных банков. Может быть, настало время скоординировать действия минфина и Ассоциации, но для этого тоже нужна инициатива.