В Петербурге работают над созданием танкеров ледового класса

По оценкам ученых, к 2035 году население Земли увеличится в полтора раза, поднимутся объемы потребления энергоресурсов и потому добыча трудноизвлекаемых углеводородов будет только возрастать.

По мнению президента Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олега Ашихмина, в подобной ситуации России неизбежно придется перейти на рыночные механизмы регулирования цен на топливо и отказаться от вмешательства в ценообразование.

- Сейчас цены негласно диктуются государством, и рынок показывает, что они уже должны быть выше, - полагает эксперт.

Что касается прямой господдержки, то, по мнению Ашихмина, на стадии производства в ней нет необходимости, но вот разведка недр и контроль за их разработкой в частные руки переходить не должны. При этом одной из самых важных задач при добыче нефти и газа специалисты сейчас считают обеспечение экологической безопасности. К примеру, недавно был остановлен проект разработки Штокмановского газоконденсатного месторождения. Среди причин принятого решения член правления компании "Газпром" Всеволод Черепанов назвал проблемы с технологиями: необходимо определиться с типом оборудования - использовать надводное или подводное, а также с технологией сжижения газа, которая подойдет для Арктики.

Тем не менее подготовка к реализации арктических проектов продолжается. Так, на петербургском заводе "Адмиралтейские верфи" уже строится несколько типов танкеров, способных работать в незамерзающих морях и в ледовой обстановке. В дальнейшем на новых мощностях судостроительного предприятия, которые планируется оборудовать в Кронштадте, будут строиться газовозы, танкеры ледового класса, трубоукладчики и сейсмологические суда, предназначенные для работы в Северном бассейне для обслуживания нефтегазовых месторождений. Газовоз для Штокмана обещают построить уже к 2016 году. Использование современных технологий и оборудования позволяет компаниям бережно относиться к природе. К примеру, за 5 лет концерн Shell вложил в развитие альтернативной энергетики, снижение выбросов углекислого газа в атмосферу свыше 2,3 млрд долларов. А текущие затраты российской "Роснефти" на охрану окружающей среды в 2010 году оцениваются в 6,8 млрд рублей, еще 6,5 млрд рублей составил объем "природоохранных" инвестиций.

Отметим, что усилия компаний, направленные на совершенствование используемых технологий, находят поддержку на государственном и региональном уровнях. Например, в Санкт-Петербурге в настоящее время реализуется комплексная программа "Наука. Промышленность. Инновации" на 2012-2015 годы. Программа предусматривает предоставление субсидий субъектам промышленной и научно-технической деятельности по 10 различным направлениям, в том числе приобретение технологического оборудования в лизинг, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с вузами и научными организациями. По информации комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга, в 2012 году финансирование комплексной программы составило 465, 3 млн руб., из них 368,5 млн руб. направлены на субсидии.