Минрегион заплатит 5 млн рублей за проект закона об арктической зоне

Минрегион заплатит пять миллионов рублей за подготовку закона об арктической зоне, которого ждут уже больше 10 лет. Пока Россия "запрягает", перспективным регионом активно интересуются Китай и другие далеко не северные страны.

Закон о развитии российской части Арктики должен быть принят в 2013 году. Но пока его нет даже в виде проекта. На днях минрегион объявил конкурс на разработку такого документа. Он должен определить состав арктической зоны России, закрепить особый статус этого региона, "правила игры" для всех, кто там живет и работает, и методы экономического стимулирования развития этой территории. "Арктика совершенно уникальный регион. То законодательство, которое действует, к примеру, в центральных районах России, в арктических условиях не сработает. Там условия другие,- комментирует "РГ" исполнительный директор Русского географического общества Геннадий Олейник. - А особые условия требуют и особого отношения".

О том, что России нужен "арктический" закон, речь шла еще в конце 90-х. Но судьба его оказалась драматичной. Геннадий Олейник, с 2003 по 2010 годы возглавлявший Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов, вспоминает, что разработка документа совпала с ликвидацией Госкомсевера. "В системе госвласти не стало органа, который бы лоббировал вопросы, связанные с принятием закона, - поясняет эксперт. - С тех пор прошло больше 10 лет. Только ленивый не обсуждает важность Арктики для будущего нашей страны, а закона как не было, так и нет".

Руководитель секции по вопросам государственно-частного партнерства научно-экспертного совета Морской коллегии при правительстве Алексей Коновалов говорит, что в Арктике сталкивается масса интересов. "Одни хотят ловить там рыбу, другие добывать углеводороды, третьи проводить учения, четвертые возить грузы. Все это очень сложно совместить. Возможно, еще и поэтому закон с едиными для всех правилами игры до сих пор не появился", - предполагает Коновалов. Он добавляет, что в России сейчас нет и ведомства, которое бы отвечало за развитие этого региона. Между тем, в США и Канаде этим занимаются отдельные структуры. У нас, по мнению эксперта, нужно сделать то же самое. Причем с прямым подчинением президенту, поскольку речь идет о национальной безопасности.

Помимо закона в "арктический" пакет документов должны войти стратегия развития Арктики - она пока есть только в виде проекта, и специальная программа, которую планируют внести в правительство до 15 ноября нынешнего года. Это внутренние вопросы. Кроме этого России нужно "застолбить" внешнюю границу арктического шельфа - проблема, которая решается на международном уровне.

До конца года Россия внесет 10 миллионов евро в фонд поддержки проектов Арктического совета.

В Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года говорится, что у приарктических государств - России, США, Канады, Дании и Норвегии есть право "первой ночи" на разработку недр континентального шельфа, который является продолжением их территории в пределах исключительных экономических зон. Одну заявку в Комиссию ООН по границам шельфа наша страна уже подавала, но без успеха. В 2013 году будет еще одна попытка. Спецпредставитель президента России по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров в разговоре с корреспондентом "РГ" отмечал, что подготовку провели серьезную и все высказанные до этого замечания учли.

До конца этого года наша страна также внесет 10 миллионов евро в фонд поддержки проектов Арктического совета, сообщили "РГ" в минфине. Этот вклад будет самым крупным из всех, сделанных странами - участницами "заполярного клуба". Сейчас туда помимо пятерки приарктических государств входят Исландия, Швеция и Финляндия. Но интерес к богатой ресурсами северной территории растет. И доступ к ней хотя бы через статус постоянных наблюдателей Арктического совета пытаются получить другие, отнюдь не северные страны. Например, Китай. Поднебесную может интересовать не только участие в проектах по разработке ресурсов, но и транспортные возможности, которые открывает Северный морской путь, говорят эксперты. "Девяносто процентов всей мировой торговли осуществляется морским транспортом, - комментирует Алексей Коновалов. - Китай крупный экспортер. Поэтому он выступает за придание Северному морскому пути статуса интернациональной трассы. Ведь это кратчайший маршрут между Европой и Азией, позволяющий проводить грузы в обход Суэцкого канала, на пути к которому орудуют пираты".

До недавнего времени Северный морской путь сильно проигрывал конкурентам из-за высоких тарифов. Сейчас бьет рекорды грузоперевозок. В 2011 году тарифы сделали "гибкими", напоминает Коновалов. Как результат, в нынешнем году объем грузов, перевезенных транзитом по этой морской трассе, достиг одного миллиона тонн.

Что касается китайцев, то они в июле 2012 года впервые снарядили экспедицию по Северному морскому пути. Около 120 ученых прошли по трассе на ледоколе "Сюелунд" - "Снежный дракон".

Впрочем, некоторые эксперты считают, что претензии Китая и других далеких от Арктики стран на эту территорию вообще не тема для разговора. "У них на Арктику нет никаких прав, - говорит Геннадий Олейник. - Но это не значит, что Россия может и дальше продолжать сидеть сложа руки. У этого региона огромный потенциал, и надо наконец серьезно взяться за его развитие".

Кстати

С учетом значительной протяженности Северного морского пути к концу 2012 — середине 2013 года Россия завершит работы по созданию четырех арктических пунктов передового базирования аварийно-спасательных формирований в портах Диксон, Тикси, Певек и Провидения. По информации минтранса, они будут оснащены оборудованием, предназначенным для работы в сложных арктических условиях. Сейчас на трассах СМП действуют 9 линейных ледоколов, которые занимаются проводкой судов. За счет средств федерального бюджета планируется строительство еще одного универсального атомного и четырех линейных дизельных ледоколов.

Подготовила Татьяна Шадрина