Виталий Сундаков, писатель, путешественник:
- Если иностранные пилоты, которых предлагается допустить за штурвалы российских самолетов, о чем "РГ" пишет на 1-й и 4-й полосах, придут к нам из западноевропейских компаний вместе со своими авиалайнерами, то это одна история. Если же вольно нанятые иностранцы будут летать на наших самолетах, то история совсем другая. Ведь это могут быть и дисквалифицированные и уволенные и не имеющие достаточного летного стажа и опыта пилотирования российских самолетов летчики. Тогда сложится, мягко говоря, страшная ситуация. Если же говорить об уровне российской школы пилотов по сравнению с западной, то, насколько я знаю, наша школа была одной из лучших. Но летчики рассказали мне, что раньше у них был большой опыт и практика ручного пилотирования. Сегодня же они хоть и имеют огромные летные стажи, но на ручном пилотировании работать, как тогда, уже не могут, и если, не дай бог, произойдет какой-то сбой, то опыта и умений у них недостаточно.
Получается, что различные технические усовершенствования на самом деле приносят проблемы. И происходит так не только в авиации, но и во всем остальном. Мы разучаемся делать элементарные, но очень важные вещи, доверяя автоматике и электронике свои жизни. Вы представляете, какой катастрофой в современном мире может обернуться отсутствие в городе мобильной связи или электричества? Хотя сейчас люди начали осознавать, что они не имеют ни навыков, ни знаний о том, как действовать в нестандартных ситуациях, так, что я даже возобновляю занятия в школе выживания.
Возвращаясь к авиационной теме, хотелось бы подумать еще про состояние отечественного авиапарка. Бытует мнение, что он состоит из очень старых самолетов. Порой можно услышать очередной страшный рассказ от пассажиров, что самолет, на котором они летели, никак не хотел взлетать, в результате чего на борт явились сонные механики с гаечными ключами, где-то ими поковырялись, и он в итоге поднялся в небо. Но во время взлета у людей тряслись коленки. Хотелось бы, чтобы авиапарк был в лучшем состоянии. Но надо сказать, что мне приходилось видеть подобную ситуацию во всем мире как со старыми самолетами, так и с новыми. Здесь, конечно же, очень важно наличие некоррумпированного независимого контроля. И контроль этот должен касаться не только безопасности, но и удобства пассажиров. Но, опять-таки, я и здесь не вижу больших отличий между ситуацией в России и за границей. Мне приходилось пользоваться услугами почти всех авиакомпаний мира. И тут и там есть самолеты с великолепным сервисом и обслуживанием, а есть такие, где приходится испытывать большое неудобство. Хотя касается это, конечно, не столько Европы, сколько стран, расположенных в других частях света.